22 ЯНВ - 19:00

Большой зал

Пресс-релиз

Органный марафон, приуроченный к 120-летию органа Большого зала Московской консерватории, завершается сольным вечером одного из ведущих российских органистов — победителя многочисленных международных конкурсов Константина Волостнова.
Программа выступления посвящена двум композиторам, в наследии которых орган занимает одно из центральных мест: Баху и Франку. Жизненный и творческий путь обоих гениев был неразрывно связан и с органом, и со служением в церкви. И Бах, и Франк поднимают планку органного жанра на небывалые высоты, наделяя свои сочинения для этого инструмента глубиной и масштабностью замысла, удивительной рельефностью образов, а также проникновенностью и выразительностью. Всё это ставит органную музыку обоих в ряд выдающихся явлений мирового музыкального искусства.
В первом отделении Константин Волостнов исполнит произведения Баха. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, обрамляющая три хорала и Концерт по Вивальди ля минор, составляет идеальную драматургическую арку, ведь самим Бахом она была предназначена открывать и закрывать его так называемую «Органную мессу». В этих прелюдии и фуге Бах при помощи музыкальной риторики обращается к символике Святой Троицы: каждая из частей содержит по три темы. Весьма уместными в контексте программы будут и хоралы «Приди, язычников Спаситель», исполняемые во время Адвента — во время ожидания Рождества.
Второе отделение целиком посвящено Сезару Франку. При этом две из трёх его пьес, заявленных в программе, можно услышать крайне редко. Сегодня редко звучат его Пастораль ми мажор и Большая симфоническая пьеса, входящие в первый органный цикл композитора. Откроет отделение рождественская Пастораль. С одной стороны, это произведение — дань старинной традиции, с другой — пример франковского религиозного мировоззрения, тонкого и нетривиального. Следом прозвучит знаменитый Третий хорал, ставший последним органным сочинением автора.
В завершение вечера Константин Волостнов исполнит грандиозное и в своём роде уникальное сочинение — «Большую симфоническую пьесу». На волне достижений в области оркестровой музыки XIX века орган, в особенности во Франции, в силу своей масштабной природы всё больше и больше уподоблялся симфоническому оркестру. А благодаря деятельности выдающегося органостроителя Аристида Кавайе-Коля, чьё последнее детище мы имеем счастье видеть и слышать на сцене Большого зала Московской консерватории, этот процесс обретает завершённые и высокохудожественные формы. Органы Кавайе-Коля позволяли композиторам и органистам воплощать самые смелые замыслы, поручая лишь одному исполнителю то, что обычно мог сыграть только целый оркестр. И именно ему принадлежит первенство в создании так называемого «симфонического органа».
Инструменты Кавайе-Коля и поныне звучат по всему миру. И Сезар Франк, работавший в парижской церкви Сент-Клотильд, имел в своем распоряжении именно такой инструмент — орган, очень похожий на орган Большого зала.
Большая симфоническая пьеса Франка — развёрнутое музыкальное полотно, заключающее в себе все признаки симфонической музыки: контрастность и развитость образов, эпический размах повествования, драматизм и интенсивность драматургического развития, наконец, монотематизм (сочинение тематического материала на основе единого интонационного ядра) и тембровое разнообразие. Эту масштабную форму, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, можно уподобить крупному литературному произведению. Содержание же и сквозная линия развития (от задумчиво-серьёзного начала пьесы через подчеркнуто характерные, сказочно-мистические и лирические эпизоды к лучезарному восторженному финалу) как нельзя лучше подходят образам новогодней и рождественской истории.


Гл.КонцертыНовостиИнфо