21 ИЮН - 19:00

Рахманиновский зал

Пресс-релиз

В программе концерта — два сочинения, премьеры которых прошли в Париже с триумфом, мгновенно завоевав любовь публики.

«Петрушка» стал одним из главных шедевров «Русских сезонов» Дягилева, переосмыслением традиции использования музыкального фольклора. Обыкновенно русские композиторы гармонично вплетали народные темы в стройные рамки классических форм, музыка же Стравинского с треском разрушает эти рамки, создавая калейдоскоп, мозаику „неотёсанной“ народности. В рецензии на «Петрушку» Мясковский писал: «Можно ли назвать художественным произведением жизнь? Вот эту самую жизнь, что шумит вокруг нас, то негодует, то радуется, то плачет, то неистовствует, то течёт плавной широкой струёй. А „Петрушка“ – это сама жизнь. Вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового неподкупного веселья, такой безудержной удали, что все эти нарочитые пошлости, тривиальности, этот постоянный фон гармоники не только не отталкивает, но, напротив, ещё более увлекает…».

«Свадебка» стала последней вершиной „русского периода” творчества Стравинского. Композитор так описывал идею произведения: «Я хотел представить подлинный обряд путем прямого цитирования народного, то есть не литературного стиха… „Свадебка“ — это последование типичных свадебных эпизодов, воссозданное из обрывков типичных для данного обряда разговоров. В „Свадебке“ нет индивидуальных ролей, есть лишь сольные, которые отождествляются то с одним, то с другим персонажем». Неповторимое инструментальное звучание «Свадебки», которое композитор искал девять лет, явилось в сочетании роялей и группы ударных инструментов. Абсолютное преобладание ударного начала и отсутствие оркестровых красок создают графичную, жёстко пульсирующую звуковую вертикаль. «Когда я впервые сыграл „Свадебку“ Дягилеву — вспоминал Стравинский — он плакал и сказал, что это самое прекрасное и самое чисто русское создание нашего балета».


Гл.КонцертыНовостиИнфо