4 ноября 2024 года в Малом зале консерватории в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» Московская консерватория и камерный оркестр «CamerataKomitas» под руководством лауреата Международной премии имени Бориса Чайковского Эрнеста Алавердяна представили концертную программу «На грани таянья и льда».
Впервые в России прозвучал оркестровый фрагмент «Ночь» из Пасхальной оратории Марка-Антуана Шарпантье. Песнопение для голоса и оркестра Комитаса в оркестровой транскрипции Э. Алавердяна исполнила лауреат международных конкурсов Диана Амбарцумян (сопрано). В Концерте Антонио Вивальди для гобоя струнных и континуо фа-мажор (RV457) солировал Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, один из ведущих отечественных гобоистов Федор Освер. Сольную партию в концерте Вивальди «Ночь» (RV104) исполнила Лауреат международных конкурсов Мария Корякина (флейта).
После триумфального возрождения «Лирического концертино» для малого оркестра Николая Мясковского на концерте «CamerataKomitas» в РЗК 27 сентября 2024 года, впервые за четыре десятилетия в Московской консерватории прозвучал еще один камерно-оркестровый шедевр Мясковского из того же опуса — «Серенада для симфонического оркестра» (ор. 32, № 1). Партитура, изобилующая по слову С. Прокофьева «трансцендентными» исполнительскими трудностями, посвящена Абраму Исааковичу Дзимитровскому — руководителю русского отдела издательства «Universal-Edition», много сделавшему для пропаганды сочинений Н. Мясковского, С. Прокофьева, Г. Попова в Западной Европе. Возрождению партитуры предшествовал кропотливый исследовательский труд: изучение рукописных материалов Мясковского (партитуры и оркестровых голосов), хранящихся в государственных и частных архивах, выявление большого количества неточностей в прижизненных и посмертных изданиях и фонографических записях. Тщательная текстографическая работа с нотным материалом, эпистолярием и дневниками Мясковского позволила приблизиться к аутентичному стилистическому образу сочинения, значительно искаженному в существующих немногочисленных записях «Серенады» из-за большого количества «редакторских правок» позднейших времен, предпринятых «для облегчения» исполнительской практики, а также из-за полиграфических опечаток. Главным образом это касается сложнейшей агогической палитры и нивелированной в «правке» тембровой полидинамики, восходящей к традициям европейского оркестрового экспрессионизма, а также неординарной «кинетической драматургии» сочинения, исключающей какую бы то ни было «стабильность оркестрового развертывания в духе классической мерности» (Н. Мясковский).
В завершении концерта прозвучала Поэма для оркестра «На грани таянья и льда»Юрия Абдокова. Премьера опуса, входящего в масштабный цикл «Семь поэм для струнного оркестра», состоялась 15 января 2013 г. в Московской консерватории. С тех пор партитура исполнялась ведущими камерно-оркестровыми коллективами во многих городах России, а также на концертных площадках Берлина, Вены, Лондона, Питтсбурга, Праги, Токио.Композитор, Народный артист России, профессор Р.С. Леденев, присутствовавший на премьере сочинения, отметил, что «автору удалось средствами смычкового оркестра воплотить по-настоящему симфоническую палитру. Это в лучшем смысле — школа Бориса Чайковского, умевшего создавать первозданное, принципиально новое, не разрушая основ живого языка. Музыка Абдокова сродни стихам, в которых сложнейшие чувства выражены с безупречным вкусом, артистизмом и благородством… Это тот случай, когда расстояние между музыкой и молитвой преодолевается…»