Курс ведет: профессор Ольга Виссарионовна Комарницкая
Формат курса: онлайн.
За период XIX – начала XXI века в русском оперном искусстве было создано большое количество произведений, разнообразных в отношении жанра, индивидуального художественного стиля, драматургии, музыкальной композиции. Накоплен также солидный багаж научных трудов, в основном исторического плана.
Настоящий курс посвящен прежде всего теоретическим проблемам анализа оперных сочинений.
Выстраивается определенная логика в исследовании оперных произведений: от осознания феномена жанра оперы, общих типологических музыкально-драматургических принципов – к изучению композиции сочинения. Акцент делается главным образом на постижении оперной формы в ее целостности – проблеме, наименее разработанной в теоретическом музыкознании.
Авторский подход предполагает решение ряда задач:
- • определение феномена жанра оперы; выявление основных типов-моделей и их модификаций с точки зрения исторической перспективы;
- • раскрытие особенностей художественно-литературных родов искусства – поэтики драмы, эпоса и сказки, лирики, комедии, которые являются определяющими при осознании жанровой специфики многих сочинений отечественной оперной культуры XIX века, первой половины XX века и некоторых сочинений второй половины XX – начала XXI века;
- • формулирование основных принципов метода анализа оперы;
- • анализ жанровой панорамы оперных произведений русской классики XIX века, а также периодов первой половины XX века и второй половины XX – начала XXI века;
- • - выведение общих музыкально-драматургических закономерностей опер различных жанровых типов;
- • анализ композиции сочинений на всех уровнях – от низшего до высшего.
В качестве образцов привлекаются произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, С.М. Слонимского, Н.Н. Сидельникова, Р. К. Щедрина, А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова, А.Н. Холминова. Также используются для сравнения произведения зарубежной классики и американского оперного искусства XX века.
Тематический план
- 1. Роды искусства. Феномен жанра оперы. Исторически сложившиеся жанровые типы опер.
- 2. Метод анализа оперы.
- 3. Жанровая типология оперных произведений XIX века.
- 4. Оперы драматического жанра. «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Хованщина» М.П. Мусоргского. Принципы драматургии и композиции.
- 5. Оперы эпического жанра. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь». А.П. Бородина. Принципы драматургии и композиции.
- 6. Оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова. Принципы драматургии и композиции.
- 7. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. Христианские аспекты содержания, принципы драматургии и композиции.
- 8. Жанровая типология оперных произведений первой половины XX века.
- 9. Оперы И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича (на примере произведений – «Похождения повесы», «Огненный ангел», «Нос»). Принципы драматургии и композиции.
- 10. Жанровая типология оперных произведений второй половины XX – начала XXI века.
- 11. Оперы Р.К. Щедрина (на примере произведений – «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова»). Принципы драматургии и композиции.
- 12. Оперы А.Н. Холминова, С.М. Слонимского (на примере произведений – «Братья Карамазовы», «Мастер и Маргарита»). Принципы драматургии и композиции.
- 13. Оперы Н.Н. Сидельникова «Чертогон», «Бег». Принципы драматургии и композиции.
- 14. Оперы А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова (на примере произведений – «Джезуальдо», «Пена дней»). Принципы драматургии и композиции.
Литература
- Комарницкая О. В. Русская опера второй половины XX – начала XXI века. Проблемы жанра, драматургии, композиции. – М.: ПКЦ «Альтекс», 2011. – 306 с.
- Научное наследие Е. А. Ручьевской в современном музыкознании: сб. статей по материалам международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Е. А. Ручьевской, 14-15 ноября 2022 года. Санкт-Петербургская государственная консерватория /Ред.-сост. Н. Ю. Афонина, В. В. Горячих, Л. П. Иванова; Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Кафедра теории музыки. – СПб.; Саратов: Амирит, 2024. – 400 с.
- Пути развития русской оперы: сб. статей по материалам международной научной конференции /Ред.-сост. И. А. Скворцова, Д. Р. Петров. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2023. – 304 с.
- Формы вокальной музыки: учеб. по анализу: для высш. и сред. музык. учеб. заведений /Ред. Н. Ю. Афонина, В. В. Горячих, Н.И. Кузьмина: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2022 – 608 с.
- Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 6-е изд. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2023. – 491 с.