Курсы

Теоретические проблемы анализа оперы как жанра (на примере русского классического искусства XIX – начала XXI в

1 октября 2025 г.

Курс ведет: профессор Ольга Виссарионовна Комарницкая
Формат курса: онлайн.

За период XIX – начала XXI века в русском оперном искусстве было создано большое количество произведений, разнообразных в отношении жанра, индивидуального художественного стиля, драматургии, музыкальной композиции. Накоплен также солидный багаж научных трудов, в основном исторического плана.

Настоящий курс посвящен прежде всего теоретическим проблемам анализа оперных сочинений.

Выстраивается определенная логика в исследовании оперных произведений: от осознания феномена жанра оперы, общих типологических музыкально-драматургических принципов – к изучению композиции сочинения. Акцент делается главным образом на постижении оперной формы в ее целостности – проблеме, наименее разработанной в теоретическом музыкознании.

Авторский подход предполагает решение ряда задач:

  • • определение феномена жанра оперы; выявление основных типов-моделей и их модификаций с точки зрения исторической перспективы;
  • • раскрытие особенностей художественно-литературных родов искусства – поэтики драмы, эпоса и сказки, лирики, комедии, которые являются определяющими при осознании жанровой специфики многих сочинений отечественной оперной культуры XIX века, первой половины XX века и некоторых сочинений второй половины XX – начала XXI века;
  • • формулирование основных принципов метода анализа оперы;
  • • анализ жанровой панорамы оперных произведений русской классики XIX века, а также периодов первой половины XX века и второй половины XX – начала XXI века;
  • • - выведение общих музыкально-драматургических закономерностей опер различных жанровых типов;
  • • анализ композиции сочинений на всех уровнях – от низшего до высшего.

В качестве образцов привлекаются произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, С.М. Слонимского, Н.Н. Сидельникова, Р. К. Щедрина, А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова, А.Н. Холминова. Также используются для сравнения произведения зарубежной классики и американского оперного искусства XX века.

Тематический план

  • 1. Роды искусства. Феномен жанра оперы. Исторически сложившиеся жанровые типы опер.
  • 2. Метод анализа оперы.
  • 3. Жанровая типология оперных произведений XIX века.
  • 4. Оперы драматического жанра. «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Хованщина» М.П. Мусоргского. Принципы драматургии и композиции.
  • 5. Оперы эпического жанра. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь». А.П. Бородина. Принципы драматургии и композиции.
  • 6. Оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова. Принципы драматургии и композиции.
  • 7. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. Христианские аспекты содержания, принципы драматургии и композиции.
  • 8. Жанровая типология оперных произведений первой половины XX века.
  • 9. Оперы И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича (на примере произведений – «Похождения повесы», «Огненный ангел», «Нос»). Принципы драматургии и композиции.
  • 10. Жанровая типология оперных произведений второй половины XX – начала XXI века.
  • 11. Оперы Р.К. Щедрина (на примере произведений – «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова»). Принципы драматургии и композиции.
  • 12. Оперы А.Н. Холминова, С.М. Слонимского (на примере произведений – «Братья Карамазовы», «Мастер и Маргарита»). Принципы драматургии и композиции.
  • 13. Оперы Н.Н. Сидельникова «Чертогон», «Бег». Принципы драматургии и композиции.
  • 14. Оперы А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова (на примере произведений – «Джезуальдо», «Пена дней»). Принципы драматургии и композиции.

Литература

  1. Комарницкая О. В. Русская опера второй половины XX – начала XXI века. Проблемы жанра, драматургии, композиции. – М.: ПКЦ «Альтекс», 2011. – 306 с.
  2. Научное наследие Е. А. Ручьевской в современном музыкознании: сб. статей по материалам международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Е. А. Ручьевской, 14-15 ноября 2022 года. Санкт-Петербургская государственная консерватория /Ред.-сост. Н. Ю. Афонина, В. В. Горячих, Л. П. Иванова; Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Кафедра теории музыки. – СПб.; Саратов: Амирит, 2024. – 400 с.
  3. Пути развития русской оперы: сб. статей по материалам международной научной конференции /Ред.-сост. И. А. Скворцова, Д. Р. Петров. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2023. – 304 с.
  4. Формы вокальной музыки: учеб. по анализу: для высш. и сред. музык. учеб. заведений /Ред. Н. Ю. Афонина, В. В. Горячих, Н.И. Кузьмина: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2022 – 608 с.
  5. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 6-е изд. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2023. – 491 с.
Гл.КонцертыНовостиИнфо