Курсы

Эволюция сонорной идеи в музыкальной композиции ХХ века

25 февраля 2026 г.

Курс ведет: профессор Марианна Сергеевна Высоцкая.
Формат курса: онлайн.

В музыке ХХ века сонорная техника композиции постепенно выдвигается на ведущие позиции, демонстрируя множественные формы реализации сонорной идеи: от звукокрасочной трактовки серийных структур ― к музыкальной стохастике, от prepared piano ― к extended piano, от «сочинения» тембра через выявление спектральных характеристик звука ― к тембровому синтезу в русле композиции смешанного типа.

Тематический план

  • 1. История и типология сонорики как технико-стилевого направления;
  • 2. Теория сонорики: понятия темброгармонии и тембромелодии, фактурные формы, полифония пластов, форма-процесс;
  • 3. Воплощение цветозвуковой идеи (И. Вышнеградский, А. Скрябин, О. Мессиан, Э. Денисов, С. Губайдулина);
  • 4. Тембровые открытия новой польской школы (К. Пендерецкий, В. Лютославский, К. Сероцкий);
  • 5. Статическая сонорная композиция (Д. Лигети);
  • 6. От prepared piano к extended piano (Д. Кейдж, Д. Крам);
  • 7. Стохастическая композиция (Я. Ксенакис);
  • 8. Спектральное и постспектральное направления (Ж. Гризе, Т. Мюрай, М.-А. Дальбави, К. Саариахо);
  • 9. Электроакустическая композиция и композиция смешанного типа (М. Строппа, М. Кранебиттер, Н. Попов).

Литература

  • Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011;
  • Высоцкая М. «Сочинять звук»: к проблеме музыкальной организации в «Traiettoria» Марко Строппы // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 1 (40). С. 36‒55;
  • Высоцкая М. «Diadèmes» Марка-Андре Дальбави: от полифонии пластов к «полифонии процессов» // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2023. Т. 13. Вып. 4. С. 621–638;
  • Гризе Ж. Tempus ex machina: размышления композитора о музыкальном времени / пер. с франц. М. С. Высоцкой // Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции: учебное пособие. Ред.-сост. В. Тарнопольский, М. Высоцкая, Т. Цареградская. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2020. С. 83‒117;
  • Дубов М. Джон Кейдж. Школа игры с фортепиано // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: Материалы научной конференции. М.: МГК, 2004. Сб. 46. С. 111‒118;
  • Кон Ю. Яннис Ксенакис // ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки. Документы. Вып.3. М.: ГИИ, 2000. С. 171–199;
  • Лигети Д. Состояния, события, превращения / пер. с нем. Е. Окуневой // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / ред.-сост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. С. 188–194;
  • Саариахо К. Тембр и гармония: интерполяция тембровых структур // пер. с франц. Т. Цареградской // Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции: учебное пособие. Ред.-сост. В. Тарнопольский, М. Высоцкая, Т. Цареградская. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2020. С. 219‒244;
  • Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. М.: Музыка, 1992;
  • Цареградская Т. Звуки живописи: музыка Кайи Саариахо // Цареградская Т. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018. С. 140‒164;
  • Цареградская Т. Мессиан и его «Трактат о ритме, цвете и орнитологии»;
  • Шнитке А. Оркестровая полифония Лигети // Шнитке А. Статьи о музыке / ред.-сост. А. Ивашкин. М.: 2004. С. 66–69.
Гл.КонцертыНовостиИнфо