Иоганн Себастьян Бах (Bach)

(1685–1750)

Немецкий композитор, органист, клавесинист. Жил и работал в разных городах Германии, являясь церковным либо придворным музыкантом. Бах — один из величайших представителей музыкального искусства эпохи барокко. Его творчество отличается всеохватностью жанров (за исключением оперы и балета). Композитор соединил традиции немецкой культуры, прежде всего — протестантского хорала, с завоеваниями австрийской, итальянской, французской школ. Непревзойденный мастер полифонии, он сочетает этот склад музыки с гомофонным.

Ведущий жанр в наследии Баха — кантата, драматургические принципы которой нашли претворение в его мессах и страстях. «Высокая месса», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном наследии композитора занимает органная музыка. Он переосмыслил и обновил жанры токкаты, фантазии, пассакальи, хоральной прелюдии. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Центральное место в ней занимает двухтомный «Хорошо темперированный клавир» — цикл из 48 прелюдий и фуг, объединённых в 2 тома по 24 прелюдии и фуги в каждом. Это первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже XVII–XVIII веков темперированного строя, в основе которого лежит деление октавы на 12 равных полутонов. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — «Итальянского концерта» (без оркестра), утвердившего значение клавира как концертного инструмента.

Сочинения Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, ансамбля и оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменуют собой расширение выразительных и технических возможностей инструментов, универсализм в их трактовке.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения, оказавшего сильнейшее влияние на искусство последующих столетий, начал осознаваться лишь через полвека после его кончины.

Сочинения: для солистов, хора и оркестра, в том числе — «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Высокая месса», кантаты; для оркестра — 6 Бранденбургских концертов, концерты для инструментов с оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; для органа, в том числе — 6 органных концертов, прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, хоральные прелюдии; для клавира — 6 французских сюит, 6 английских сюит, 6 партит, «Хорошо темперированный клавир», «Итальянский концерт», «Гольдберг-вариации»; для других инструментов, в том числе — для скрипки (3 сонаты, 3 партиты), для виолончели (6 сюит); духовные песни, арии.