Людвиг ван Бетховен (Beethoven)

(1770–1827)

Немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель венской классической школы. Ученик К.Г. Нефе (основы композиторского и исполнительского мастерства). Совершенствовался как композитор у Й. Гайдна и И.Г. Альбрехтсбергера. В 1770–1792 гг. жил в Бонне, в 1792–1827 гг. — в Вене. В 1792 г. в Вене Бетховен брал уроки у Гайдна.

С 13-летнего возраста Бетховен — органист Боннской придворной капеллы. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене проходили с огромным успехом. Прогрессирующая глухота заставила его сократить концертную деятельность, а после 1815 г. отказаться от нее. На формирование мировоззрения Бетховен сильнейшее влияние оказали идеи немецкого просветительства, события Великой французской революции. Творчество композитора связано с современным ему искусством, литературой, философией, а также с художественным наследием прошлого. Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за свободу. Вместе с тем Бетховен создал множество сочинений, выражающих личные переживания человека. Вслед за Й. Гайдном и В.А. Моцартом Л. Бетховен разрабатывал формы классической музыки, расширяя и обогащая сонатно-симфонический цикл, принципы вариационного развития.

Наиболее известные сочинения: опера «Фиделио», балет «Творения Прометея»; для солистов, хора и оркестра — оратория «Христос на Масличной горе», «Торжественная месса», кантаты; для оркестра — 9 симфоний, увертюры (в том числе — к трагедии Гете «Эгмонт»), концерты для солирующих инструментов с оркестром; камерно-инструментальные ансамбли, в том числе — 16 струнных квартетов, соната для скрипки и фортепиано №9 «Крейцерова»; для фортепиано — 32 фортепианные сонаты, в том числе — №8 «Патетическая», №14 «Лунная», №23 «Аппассионата», вариации, багатели; музыка к драматическим спектаклям, песни. Большой биографический интерес представляют «разговорные тетради», которыми Бетховен пользовался с момента наступления полной глухоты (1818 г.).