Фойе партера Большого зала консерватории украшает прекрасный витраж с изображением Святой Цецилии (Кикилии Римской).
Святая Цецилия (лат. Caecilia Romana, итал. Cecilia a Roma, Чечилия) — или Св. Кикилия Римская (ок.200–230) — раннехристианская святая дева-мученица. Она изображается с мечом и розой, рядом с клавишным (орган, клавесин) или струнным смычковым инструментом. Её имя упоминается в Евхаристической молитве Римско-Католической Церкви.
Святую Цецилию начинают почитать покровительницей церковной музыки с XVI века. Согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, когда её вели к венцу. Позже ангел спустился к жениху и невесте и возложил на их головы венки из роз и лилий. Эти цветы обычно являются атрибутами св. Цецилии, как и разные музыкальные инструменты, чаще всего — клавишные (орган-позитив, клавесин, челеста) или струнные смычковые (виолы).
Святая Цецилия родилась в семье римских аристократов и ещё в юности уверовала в Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому смыслом её жизни стало служение неимущим и желание остаться в чистоте и целомудрии до смерти. Когда родители решили выдать дочь замуж за знатного римлянина Валериана, девушка не стала им перечить и только молилась о помощи Божией. Ей удалось привести жениха к вере в Христа. Вскоре к христианству был приведен и брат Валериана Тивуртий. Молодые люди всячески помогали беднякам. Они не испугались мучений во время преследований. Валериана и Тивуртия казнили, а в это время св. Цецилия успела раздать остатки имущества и привести к вере в Христа 400 римлян. Сначала её пытались умертвить в раскалённой бане, но св. Цецилия оставалась жива. Тогда её попытались поразить мечом, но палач не смог отрубить деве голову и нанёс только смертельные раны. После этого св. Цецилия прожила ещё три дня, твёрдо исповедуя христианскую веру.
Христиане похоронили тело св. Цецилии в римских катакомбах и веками молились перед ними. В IX веке папа Пасхалий I торжественно перенёс мощи святой из катакомб и поместил в храм Св. Цецилии в Трастевере (за Тибром), а голову повелел хранить в монастыре Санти- Куаттро-Коронати. Но когда в 1599 году мощи были открыты, то голова оказалась вместе с телом. Присутствовавшие при открытии мощей засвидетельствовали их нетленность. Скульптор Стефано Мадерно, участвовавший в открытии мощей, запечатлел увиденное им тело Цецилии в мраморной скульптуре, находящейся в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
Образ св. Цецилии не раз привлекал живописцев, прежде всего — Рафаэля Санти, позднее - Артемизию Джентилески, Карло Дольчи, Джона Мельюша, Николо Реньери, Гвидо Реньи, Маттео Россели, Джона Уотерхауза.
Джованни Пьерлуиджи Палестрина в XVI веке основал в Риме общество для развития духовной музыки под названием «Братство Св. Цецилии». Папа Пий IX преобразовал это общество в Академию и учредил орден отличия для ее членов. Ныне она называется Национальная академия «Санта Чечилия». Ее действительными и почетными членами стали многие музыканты Италии и других стран. При Академии существуют симфонический оркестр и хор, а также музей и научная музыкальная библиотека.
Известны музыкальные произведения, написанные в её честь, это «Оды на день св. Цецилии» (Ode for St. Cecilia’s Day) Генри Перселла (1659–1695) и Георга Фридриха Генделя (1685–1759).
В «Отчете по постройке и торжественному открытию здания Московской консерватории» (Москва, 1905 г.) напечатана информация о том, что изготовление витража для фойе Большого зала было поручено мастерским семьи Франков, входившим в Северное стекольно-промышленное общество.
Судьба этого выдающегося произведения искусства сложилась трагически. Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года на дом, расположенный по соседству, упала немецкая фугасная бомба. Поднятая ею взрывная волна разбила замечательный витраж вдребезги. Проем в стене быстро замуровали. А после окончания войны здесь разместили картину Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Славянские композиторы», написанную им в 1871–72 годах для гостиницы и ресторана «Славянский базар» на Никольской улице, дом 17.
К счастью, уцелели барельефы с изображением Святой Цецилии, которые венчают арочные конструкции и над лестницами, и над ложами. Они всегда напоминали о прекрасной покровительнице прославленного зала.
Лишь через 70 лет по инициативе ректора Московской консерватории, профессора Александра Сергеевича Соколова в процессе реставрации Большого зала в 2010–2011 годах было решено воссоздать утраченный витраж.
В Музее имени Н.Г. Рубинштейна сохранились негативы с изображением старого витража, а в мастерских «МОСПРОЕКТА № 2» — образцы стекол.
В восстановлении витража участвовали С.В. Кюнер, И.Б. Антоненко, А.В. Володина (ЗАО «БАЛТСТРОЙ»), А.Е. Михайленко (ФГУП «АТЭКС» — ФСО России), А.А. Берштейн (МОСПРОЕКТ № 2, мастерская № 13), В.Н. Лебедев, О.И. Лебедева, Е.О. Виссер, Э.О. Чепуров, А.С. Николаев (Витражная мастерская Вадима Лебедева, Санкт-Петербург).
На двух заседаниях Ученого Совета Московской консерватории детально рассматривался проект восстановления шедевра. Благодаря объединенным усилиям витраж «Святая Цецилия» воссоздан в его подлинном виде и украшает собой прославленный храм музыки.