Александр Сергеевич
Даргомыжский

(1813–1869)

Русский композитор, последователь М.И. Глинки. С 1817 г. жил в Петербурге. Его главное произведение, опера «Русалка» (1855) по пьесе А.С. Пушкина – первая в русской музыке народно-бытовая психологическая драма. Для песен и романсов Даргомыжского характерно построение в виде небольших характеристических сценок, сильна социально-критическая тенденция («Старый капрал»), нередко сатирически-заострённая («Титулярный советник», «Червяк»). Оказал значительное влияние на композиторов «Могучей кучки»; разработанный им метод так наз. интонационного реализма нашел выражение в мелодизированных речитативах оперы «Каменный гость» на неизменённый текст «маленькой трагедии» А.С. Пушкина (завершена в 1870 г. Ц.А. Кюи и Н.А. Римским-Корсаковым, 2-я ред. 1902). Среди других сочинений – опера «Эсмеральда» (1847) по роману «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, опера-балет «Торжество Вакха» (1848), произведения для оркестра («Баба-Яга», 1862; «Чухонская фантазия», 1867), для фортепиано.