Йозеф Гайдн (Haydn)

(1732–1809)

Австрийский композитор. В 1740–1749 гг. пел в хоре собора Святого Стефана в Вене, совершенствовался в игре на скрипке, клавире, органе. В 1753–1756 работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1761–1790 — капельмейстер князей Эстерхази: до 1766 г. в Айзенштадте, затем в их резиденции Эстерхаза, где создал большинство своих произведений. В 1792 г. в Вене учеником Гайдна был Бетховен. 1791–1792 и 1794–1795 гг. Гайдн провел, в основном, в Лондоне. Последние годы Гайдн жил в Вене.

Гайдн — представитель венской классической школы. Он способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерты для солирующих инструментов с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма, сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра (так называемый двойной).

Произведениям композитора присущи многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций, преобладание светлых, жизнерадостных настроений. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов.

Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких, итальянских, французских, чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие его дивертисменты и трио. Творчество композитора отличает широта фольклорных связей, в нем ощущается влияние австрийского, немецкого, венгерского, славянского, хорватского народного искусства.

Квартеты и симфонии Гайдна 1750-х–1760-х гг. еще близки бытовым сюитным жанрам. В его произведениях 1770-х гг. заметны лирико-драматические тенденции, в чем сказалось воздействие музыки К.Ф.Э. Баха и литературного течения «Буря и натиск» («Траурная симфония», «Прощальная симфония», квартеты). Переломным моментом для композитора явилось создание «Русских квартетов» (1781 г.), посвященных великому князю Павлу. В них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцвета в «Парижских» (1785–1786) и «Лондонских» (1791–1795 гг.) симфониях. К рубежу XVIII–XIX столетий относятся лучшие вокально-симфонические произведения автора — оратории «Сотворение мира» и «Времена года».

Сочинения: оперы; для солистов, хора и оркестра, в том числе — «Семь слов спасителя на кресте», «Сотворение мира» и «Времена года», мессы, кантаты, 2 «Te Deum», «Stabat mater»; сольные кантаты и арии для голоса с оркестром; для оркестра — свыше 100 симфоний, в том числе 12 «Лондонских», увертюры, танцы, марши; концерты для солирующих инструментов с оркестром, в том числе — для клавира, скрипки, виолончели; камерно-инструментальные ансамбли; для фортепиано — в 2 руки: сонаты, пьесы, танцы, в 4 руки — пьесы; для вокального голоса и голосов с фортепиано, в том числе — песни.