Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart)

(1756–1791)

Австрийский композитор. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще импровизировал. Ученик своего отца — Л. Моцарта — и Дж.Б. Мартини. Первые сочинения композитора появились, когда ему исполнилось 5 лет. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1769–1781 гг. состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге.

В 1781 г., после конфликта с архиепископом, избрав участь свободного художника, Моцарт переехал в Вену, где создал свои оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», выступал в концертах (академиях). В 1787 г. в Праге поставил оперу «Дон Жуан»; тогда же получил назначение на должность музыканта при дворе императора Иосифа II. В 1788 г. создал 3 наиболее известные симфонии — №№ 39, 40, 41. В 1791 г. Моцарт написал оперу «Волшебная флейта», работал над «Реквиемом» (завершил его ученик Ф.К. Зюсмайр).

Моцарт является представителем венской классической школы, одним из создателей классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации.

В музыке Моцарта органично претворен художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на него итальянские композиторы, представители мангеймской школы, старшие современники — Й. Гайдн, К.В. Глюк, И.К. и К.Ф.Э. Бахи.

В творчестве Моцарта универсальное значение обрела идея гармонии как основы видения мира и его отражения в искусстве. Его произведениям присущи психологическая правдивость и естественность, ясность и красота. Возвышенное и обыденное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, трагическое и комическое, лирическое и драматическое, величественное и грациозное предстают в сочинениях композитора в динамическом равновесии и единстве.

В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает многогранно, стремясь к полнокровному воссозданию характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии контрастных образов в процессе их взаимодействия. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодики, взаимопроникновением инструментального и вокального начал. Блестящая виртуозность сочетается в его произведениях с одухотворенностью, поэтичностью, изяществом.

Сочинения: оперы, в том числе — «Идоменей», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Волшебная флейта»; для солистов, хора и оркестра — оратории, кантаты, мессы, «Реквием»; для оркестра — симфонии, серенады, дивертисменты, кассации, концерты для солирующих инструментов с оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; для фортепиано — сонаты, вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли.