Модест Петрович Мусоргский

(1839–1881)

Русский композитор. С 1849 г. постоянно жил в Петербурге. Брал уроки у пианиста А.А. Герке. Выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист), в 1879 г. совершил концертную поездку по югу России с певицей Д.М. Леоновой, с 1880 г. был аккомпаниатором в открытой ею школе пения.

Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство с А.С. Даргомыжским (1856–57 гг.), М.А. Балакиревым (под руководством которого он начал серьезно заниматься композицией) и В.В. Стасовым. Эстетические взгляды композитора неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 1860-х гг., с воззрения русских революционных демократов, а в 1870-е гг. — с идеями народничества.

Мусоргский становится постоянным участником кружка «Могучая кучка», провозгласившего своей целью борьбу за самобытное национальное искусство. Уже в сочинениях конца 1850-х–начала 1860-х гг. (хоровые произведения, оркестровые, фортепианные пьесы, романсы) проявились черты творческой индивидуальности композитора. К середине 1860-х гг. он создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на собственные слова, на тексты Н.А. Некрасова, А.Н. Островского и др.), которые запечатлели неповторимые характеры.

Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1863–1865 гг. он работал над оперой «Саламбо» (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом композитора явилась опера «Женитьба» (1868 г., на неизменный текст комедии Н.В. Гоголя, не окончена). Народная музыкальная драма Мусоргского «Борис Годунов» создана по А.С. Пушкину и Н.М. Карамзину в 1868–69 гг., 2-я редакция — в 1872 г. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров, она была поставлена лишь в 1874 г.

В 1870-е гг. композитор работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» на исторический сюжет, предложенный В.В. Стасовым (либретто Мусоргского, клавир не инструментован), и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Н.В. Гоголя, не окончена). В это же время написаны вокальные циклы на слова А.А. Голенищева-Кутузова «Без солнца», «Песни и пляски смерти», а также «Детская» (слова Мусоргского), романсы на слова А.К. Толстого, фортепианный цикл «Картинки с выставки».

После кончины композитора над завершением его произведений и созданием новых редакций партитур работали его коллеги и последователи. Сочинения: оперы «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»; для оркестра — скерцо, интермеццо, «Ночь на Лысой горе»; для фортепиано — «Картинки с выставки»; для хора и оркестра; для солистов, хора и фортепиано; для голоса и фортепиано, в том числе — вокальные сценки «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Семинарист», циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти», «Детская».