Роберт Шуман (Schumann)

(1810–1856)

Немецкий композитор, музыкальный критик. Ученик Ф. Вика (фортепиано). С 13-летнего возраста выступал как пианист, однако повредил руку и не смог стать концертирующим исполнителем. В 1834 г. основал в Лейпциге журнал «Neue Zeitschrift für Musik» («Новый музыкальный журнал»), став его главным редактором и автором. В 1840 г. женился на пианистке Кларе Вик (Кларе Шуман) — исполнительнице его произведений, совершил с ней ряд концертных поездок (по России в 1844 г.). В 1843 г. преподавал в Лейпцигской консерватории, с 1844 г. жил в Дрездене, с 1850 г. — в Дюссельдорфе, выступал как симфонический и хоровой дирижер.

Шуман — один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Автор опирался на образы литературного романтизма (Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман, Жан Поль), многим его музыкальным сочинениям свойственна литературно-поэтическая программность. Он создает циклы контрастных миниатюр (для фортепиано или голоса с фортепиано), позволяющих раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, постоянное балансирование на грани реальности и вымысла.

Полярные сферы своего художественного мира Шуман конкретизировал в образах Флорестана (воплощение романтического порыва) и Эвзебия (созерцание, размышление), постоянно «присутствующих» в его музыкальных и литературных произведениях как воплощение личности самого автора.

Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, кроме балета, но удельный вес каждого в разные периоды его жизни менялся. Наследие художника оказало сильное воздействие на композиторов второй половины XIX века, в том числе — на П.И. Чайковского и других русских авторов.

Сочинения: опера «Геновева»; произведения для солистов, хора и оркестра, в том числе — оратория «Рай и Пери»; 4 симфонии; сочинения для солирующих инструментов с оркестром, в том числе — концерт для фортепиано; камерно-инструментальные ансамбли, в том числе — 2 фортепианных квартета, фортепианный квинтет; произведения для фортепиано, в том числе — 3 сонаты, циклы «Карнавал», «Симфонические этюды», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», «Новеллетты»; сочинения для голоса и фортепиано, в том числе — «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта»; вокальные ансамбли; хоры; музыка к драматическим спектаклям.