П.И. Чайковский. Художник Н.К. Бодаревский. 1901 г.
Великий русский композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог, музыкально-общественный деятель. Автор 11 опер (одну композитор уничтожил), в их числе «Евгений Онегин» (1878), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891); балетов – «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892), сочинений для симфонического оркестра – семи симфоний (№ 1 Зимние грёзы, 1866, 1874; № 2, 1872, 1879, посвящена Московскому отделению Русского музыкального общества; № 3, 1875; № 4, 1878; «Манфред», 1885; № 5, 1888; № 6 Патетическая, 1893), четырех сюит (в их числе 4-я – «Моцартиана», 1887), увертюр-фантазий «Ромео и Джульетта» (1869), «Франческа да Римини» (1876), трех концертов для фортепиано с оркестром (1875, 1880, 1893); концерта (1878), «Меланхолической серенады» (1875), Вальса-скерцо (1877) для скрипки с оркестром; кантат (в их числе «Москва», 1883), Вариации на тему рококо для виолончели (1876), трех струнных квартетов, трио «Памяти великого художника» (1882), многочисленных фортепианных сочинений (сонат, цикла «Времена года», 1876), романсов и многих других произведений (см. Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского. М., 2003).
В юности Чайковский брал уроки у известного пианиста Р.В. Кюндингера. В 1859 г. окончил Училище правоведения в Петербурге, и в чине титулярного советника был определен на службу в Министерство юстиции. В 1861 начал заниматься в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 г. в Петербургскую консерваторию. Учился у А.Г. Рубинштейна (инструментовка), Н.И. Зарембы (теория композиции), прошел также курс органа. В 1865 г. окончил консерваторию с отличием. Оставив службу в 1867 г. в чине надворного советника, Чайковский последовал своему призванию. И тут Н.Г. Рубинштейн пригласил его преподавать в Музыкальные классы РМО в Москве.
На открытии Московской консерватории 1 сентября 1866 г. Чайковский исполнил фортепианное переложение увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
С 1866 до 1878 г. Чайковский был профессором Московской консерватории, по классам специальной теории, обязательной (элементарной) теории музыки и гармонии, входил в Совет профессоров. С 1870/71 учебного года начал вести второй курс гармонии и курс инструментовки, сочетавшийся с курсом свободного сочинения. Обобщил свой опыт в учебнике «Руководство к практическому изучению гармонии» (1869–71, издан в 1872 г., неоднократно переиздавался). Он также перевел на русский язык ряд трудов европейских музыкальных теоретиков (в том числе «Музыкальный катехизис» И. Лобе, 1870). Среди лучших его учеников — С.И. Танеев, Н.С. Кленовский.
До конца дней композитор сохранял тесную связь с Московской консерваторией. Н.Г. Рубинштейн — художественный руководитель РМО в Москве — в значительной степени способствовал успешному развитию композиторской карьеры Чайковского. Ряд сочинений заказывались ему к определенному концертному сезону Общества. К их числу относятся первые три симфонии, ряд увертюр, три квартета, последний из которых был посвящен памяти Ф. Лауба, участника премьер первых двух квартетов. Н.Г. Рубинштейн был первым исполнителем (как пианист или дирижер) целого ряда его сочинений, и композитор считал его лучшим интерпретатором своей музыки. В 1885 г. композитор принял приглашение стать одним из директоров МО ИРМО. Композитор многим обязан и Московской консерватории, профессора которой были первыми исполнителями ряда его сочинений. Например, С.И. Танеев был первым исполнителем в Москве Первого концерта для фортепиано с оркестром (1875). В 1879 г. ученикам Московской консерватории композитор поручил премьеру своей оперы «Евгений Онегин». Своим коллегам по консерватории, а также ученикам, ставшим позже его друзьями и исполнителями его музыки, Чайковский посвятил многие свои сочинения.
Ряд концертов с исполнением произведений П.И. Чайковского силами преподавателей и учеников консерватории вошли в историю, в том числе премьера трио «Памяти великого артиста» 11 марта 1882 г., в годовщину смерти Н.Г. Рубинштейна с участием С.И. Танеева, И.В. Гржимали, В.Ф. Фитценхагена. Сильное впечатление на автора произвело первое в истории оркестровое проигрывание его Шестой симфонии учениками консерватории под управлением В.И. Сафонова.
Решением Художественного совета от 29 октября 1885 г. П.И. Чайковский был удостоен звания Почетного члена Московской консерватории.
Преждевременная кончина Чайковского была расценена как огромная утрата. Концерты и вечера, приуроченные к годовщине смерти композитора, стали в Московской консерватории традицией. В 1917 г. имя Чайковского было присвоено Оперно-вокальной студии, организованной М.М. Ипполитовым-Ивановым и В.М. Зарудной-Ивановой. 7 мая 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Московская консерватория официально получила имя Чайковского. Одновременно были учреждены стипендии им. П.И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета. В 1954 г. перед зданием Московской консерватории был установлен памятник великому русскому композитору.
В 1958 г. учрежден Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского (проводится в Москве каждые четыре года).