Рихард Вагнер (Wagner)

(1813–1883)

Немецкий композитор, дирижер, драматург, музыкальный писатель. Воспитывался в артистической семье, с ранних лет увлекался театром. В 1834–1839 гг. — капельмейстер в оперных театрах Магдебурга, Кенигсберга, Риги. В 1839–1842 гг. жил в Париже, где познакомился с Г.Берлиозом, Ф. Листом, Дж. Мейербером, оказавшими на него заметное влияние. Написанные композитором в 1840–1841 гг. оперы «Риенци» и «Летучий голландец» свидетельствуют о его увлечении романтической оперой.

Формирование мировоззрения композитора проходило под воздействием общественно-политических событий в Европе в 1830-е–40-е гг. В 1843 г. Вагнер — дирижер Придворной оперы в Дрездене. В его операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин» романтические темы и образы приобрели обобщенно-этическое звучание. Эти произведения стали этапом в движении автора к задуманной им оперной реформе. Он сам создает тексты своих сочинений, выявляет возможности лейтмотивного принципа и симфонизирует музыкальную ткань партитур. За участие в Дрезденском восстании 1849 г. музыкант объявлен государственным преступником.

В период «швейцарского изгнания» (1849–1858 гг.) Вагнер написал основные литературные трактаты. В 1859–1863 гг. совершил ряд концертных турне по Европе (Великобритания, Франция, Германия, Россия). В 1864 г. композитор жил в Мюнхене, где пользовался покровительством баварского короля Людвига II.

С 1865 г. Вагнер вновь поселился в Швейцарии, в 1872–1882 гг. — в Байрейте. Здесь по инициативе художника был построен Байрейтский театр, в котором осуществились постановки его произведений.

В литературных трактатах «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма» «Обращение к моим друзьям» Вагнер сформулировал основные положения своей оперной реформы.

Творчество Вагнера оказало сильнейшее влияние на композиторов последующего поколения — А. Брукнера, Х. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса, на дальнейшее развитие европейской музыкальной культуры.

Сочинения: оперы, в том числе — «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские майстерзингеры», «Кольцо нибелунга» (тетралогия), «Парсифаль»; для оркестра — симфонии, увертюры, марши; произведения для фортепиано; вокальные сочинения.