22
ДЕКАБРЯ
2014
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Поиск

цена билета 300 - 800

Билеты продаются

А. Алябьев. «Буря»

Мировая премьера

Музыкальный руководитель и дирижер –
Заслуженный артист России

Феликс Коробов

Автор сценической версии и режиссер –
Лауреат премии «Персона России»

Петр Татарицкий

Редакция партитуры –

Кузьма Бодров

Художественный руководитель проекта – доктор искусствоведения, профессор

Евгения Кривицкая

Научный консультант и продюсер проекта – кандидат искусствоведения

Ярослава Кабалевская

Заведующий художественно-постановочной частью –

Сергей Супиченко

Оформление –

Олег Безинских

Помощники режиссера:

Олег Кузовлев, Марат Хайрутдинов

Исполнители: солисты оперных театров и актёры драматических театров Москвы

Ирина Суханова (меццо-сопрано)

Дарья Давыдова (сопрано)

Сергей Радченко (тенор)

Максим Кузьмин-Караваев (бас)

Денис Макаров (бас)

Петр Татарицкий

Анастасия Малкова

Илья Боязный

Анастасия Безинских

Сергей Борзов

Виктор Мазуренко

Олег Мазуренко

Сергей Горбачев

Камерный оркестр Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер –

Феликс Коробов

Камерный хор Московской консерватории

Художественный руководитель –

Александр Соловьёв


Костюмы Оперной студии Московской консерватории

Спектакль включен в программу мероприятий Перекрестного года культуры Великобритании и России.

Проект стал победителем конкурса «Открытая сцена» Департамента культуры г. Москвы.


Рукопись оперы «Буря» классика отечественной музыки XIX века Александра Алябьева по одноименной пьесе Уильяма Шекспира никогда не издавалась и более столетия хранилась в архивах (сначала — в Музее Московской консерватории, затем — в Музее музыкальной культуры имени Глинки), пока не стала предметом изучения в кандидатской диссертации Ярославы Кабалевской «"Буря" Шекспира в музыкальном искусстве».

На пути к постановке «Бури» потребовалась особая исследовательская работа по восстановлению и расшифровке оригинальной партитуры. Часть её утрачена бесследно, поэтому для целостности восприятия оперы было решено восполнить недостающие страницы с помощью включения сюжетообразующих фрагментов из шекспировского первоисточника.

Считать ли это вторжением в авторский замысел? Вопрос риторический. Важно другое: жанр семи-оперы или драматического спектакля с увертюрой и музыкальными номерами, расставляющими важнейшие смысловые акценты, существовала как в Англии (в виде «маски»), так и в России. Порадуемся историческим совпадениям. Первым заметным образцом жанра маски стал спектакль «Зачарованный остров» именно по «Буре» (1674). Альбьев первоначально прикоснулся к этой теме, сочинив музыку к пьесе «Буря» в русскоязычной версии князя Шаховского.

Для концертного представления российский композитор К. Бодров сделал специальную редакцию «Бури» для камерного оркестра, включив в музыкальный контент оркестровую пьесу «Буря» (1835), созданную Алябьевым как самостоятельное сочинение.

Мировая премьера оперы «Буря» знакомит нас с иными гранями дарования А. Алябьева — не автора салонных романсов (в том числе знаменитого «Соловья»), но композитора, исповедующего эстетику романтизма, умело синтезирующего традиции отечественной романсовой культуры с принципами немецкой романтической оперы, прежде всего К.М. фон Вебера.

«Буря» занимает особое, исключительное положение среди 37 пьес Шекспира. Исследователи отмечают обобщающую роль этого произведения (сопоставляя её, в частности, с «Гамлетом»). Это стало предопределяющим, новаторским моментом трактовки для авторов постановки «Бури» в 2014 году: масштаб гуманистической мысли Шекспира, глубоко современной по восприятию и сегодня, а также яркая музыкальная форма, предложенная Алябьевым, позволяют параллельно развивать музыкальную партитуру и собственно сюжетную, драматическую линию представления, наполненную подтекстами и скрытыми смыслами. В спектре постановочных «обобщений» — вновь темы о природе вечных человеческих взаимоотношений: жажда власти, предательство и чистая, всеискупляющая, любовь; свобода одного — без ущерба свободе другого, «животное» и «духовное», заоблачные высоты человеческого разума и бездонная пропасть собственной низости.

В сюжет постановки оперы Алябьева «Буря» авторы проекта сознательно включают один из «хрестоматийных» монологов Гамлета как своеобразную арку к сознанию ныне живущих — для личностной «расшифровки» происходящего вокруг. «Субъективизм» действий Гамлета и Просперо подтверждает образ человека мыслящего, личностно ответственного за происходящее, испытавшего разочарование, познание и, в итоге, всепрощение. Человек — «квинтэссенция праха», — заключает Гамлет, «я разбудил в своем коварном брате то зло, которое дремало в нем», — анализирует Просперо. Гамлет?.. Разве это не Просперо в Милане — сначала гонимый, а потом и изгнанный? И Гамлет, и Просперо представляют неустанно работающую мысль, преданность «науке». Но ведь истинно мудр не тот, кто суеверие («волшебство») предпочитает науке, и не тот, кто из науки творит себе кумира (новое суеверие), а тот, кто остается «над» происходящим «добром» и «злом», интуитивно постигая истину.

Мировая премьера оперы «Буря» Алябьева осуществлена Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры г. Москвы.

В 2014 году совпали две важнейшие даты: 450-летие со дня рождения В. Шекспира и 175-летие с момента создания «Бури» А. Алябьевым — оперы, до сих пор не звучавшей в мире и ждущей восстановления исторической справедливости. Музыкальный руководитель премьеры — заслуженный артист России, дирижёр Феликс Коробов. Вместе с ним на сцену Рахманиновского зала выйдут Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель Александр Соловьёв), солистка Московского музыкального театра «На Басманной» Ирина Суханова (меццо-сопрано), приглашённые солисты Большого театра Дарья Давыдова (сопрано), Сергей Радченко (тенор), Максим Кузьмин-Караваев (бас). Музыкальный ряд неоконченной оперы Алябьева «доскажут» актёры драматических театров Москвы. Автор инсценировки, режиссёр и исполнитель роли Просперо — лауреат премии «Персона России» Пётр Татарицкий.


Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Для аккредитаций СМИ
Тел.факс: +7 (495) 627 72 68, тел. +7 (495) 629 06 38
E-mail: mgk-info@mail.ru


Ссылки


Ссылки



Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы