Чехович
Дмитрий Олегович

    Чехович<br /> Дмитрий Олегович

    Родился в Москве. В 1984 окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (руководитель дипломной работы Т. В. Чередниченко).

    В 1985–1992 — редактор, научный редактор редакции музыки издательства «Советская энциклопедия».

    В 1992 окончил аспирантуру Московской консерватории (научный руководитель Е. В. Назайкинский).

    В 1994–2010 — научный сотрудник Вычислительного центра МГК (с 2006 по 2010 Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий), участвовал в издательских проектах МГК. Стажировался в Австрии (1997, Венский государственный университет, руководитель Г. Грубер).

    В 2000–2001 преподавал информатику в Центре гуманитарных знаний МГК, в 2001–2002 был ассистентом Е. В. Назайкинского, вел индивидуальные занятия по анализу музыкальных произведений у студентов-теоретиков III–IV курсов.

    В 2002–2016 — старший научный редактор редакции музыки Научного издательства «Большая Российская энциклопедия».

    С 2010 — научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории.

    Обязанности в Центре: выполнение плановых научных работ, участие в заседаниях Центра, переводы книг и статей, рецензирование работ, представленных к публикации в Научно-издательском центре «Московская консерватория» и журнале «Научный вестник Московской консерватории», подготовка докладов по тематике проводимых исследований для научных конференций, редакторская деятельность.

    Список публикаций

    Научные статьи (в том числе за период работы в НИЦ Методологии исторического музыкознания)

    1. А. Ф. Лосев и русская мысль о музыке // А. Ф. Лосев и культура XX века. М.: МГУ, 1996 (Вопросы классической филологии. Вып. XI).
    2. О классически-характерном (к методологии изучения музыкального темпа) // Инструментальная музыка классицизма. М.: МГК, 1998.
    3. Как систематизировать классику? // Музыка и информатика. М.: МГК, 1999.
    4. О мнимом постоянстве композиторского темпа // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Е. В. Назайкинского. М.: МГК, 2001.
    5. Семантический ореол темпа в музыке венских классиков // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы науч. конф. М.: МГК, 2002.
    6. Музыка. XIX — начало XX в. // Большая Российская энциклопедия [далее — БРЭ]. М., 2004. Том «Россия» (неалфавитный; соавторы — С. Н. Лебедев, О. В. Фраёнова).
    7. Статьи о музыке в алфавитных томах БРЭ: Агогика, Асафьев, Барток, Вагнер Р., Венская классическая школа, Ганслик, Дальхауз, Звук музыкальный (соавтор — Ю. Н. Рагс), Классика в музыке, Метр (соавтор – М. Г. Харлап), Метроном, Музыка (соавтор — Т. В. Чередниченко), Нейгауз, Открытая форма, Ритм музыкальный, Сабанеев Л.Л., Синтез искусств, Скрябин А. Н., Темп (также для Электронной версии БРЭ).
    8. К эволюции представлений о темпе в XVIII — начале XIX в. // От барокко к романтизму: Материалы науч. конф. М., 2011. Вып. 1.
    9. Статьи для энциклопедии «Старинная музыка» (Adagio, Alla breve, Allegretto, Allegro, Andante, Andantino, Grave, Larghetto, Largo, Lento, Maestoso, Moderato, Presto, Vivace) (в печати).
    10. Д’Аламбер и теория минора // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова: Сборник статей. М., 2016.
    11. Ритмическая тесситура и темповая транспозиция ритма // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 1.
    12. Темпы в инструментальном наследии Бетховена. Исторический контекст и современный взгляд // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 1.
    13. «Дон Жуан» и его темпы // Моцарт и его время. М., 2019 (в печати)

    Статьи по теме диссертации (для изданий, рекомендованных ВАК, выход запланирован на 2017):

    1. Ритмическая тесситура, темповая транспозиция и теоретический анализ;
    2. Основной темп и задачи музыкальной хронометрии;
    3. Как сравнивать темпы.

    Список выступлений на научных конференциях

    Выступал с докладами и сообщениями на семинаре «Акустические среды», научных конференциях памяти Н.А. Гарбузова, «Слово и музыка» (памяти А.В. Михайлова), «Келдышевские чтения», «От барокко к романтизму», «Невельские чтения», «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова», памяти Т. В. Чередниченко (НИИ искусствознания), «Моцарт и его время» (к 260-летию В.А. Моцарта).

    За время работы в Центре подготовил электронную базу данных «Tempo» (начальный этап работы поддержан грантом РФФИ) и на ее основе «Атлас-каталог классических темпов». В настоящее время завершает работу над кандидатской диссертацией «Музыкальный темп: вопросы теории и истории (на материале инструментального наследия Бетховена)» (научный руководитель С. Н. Лебедев). Области научных интересов: теория и история ритма, темпа, музыкальной формы, классический стиль в музыке, историческое исполнительство, музыкально-теоретические системы, философия, эстетика, стихосложение.

    Автор научных статей, опубликованных в специализированных музыкальных журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций, а также в энциклопедических изданиях «Большая Российская энциклопедия» и «Старинная музыка».