Комиссаржевский
Фёдор Петрович

  • Годы работы: 1883 - 1888
  • Профессор
Комиссаржевский<br /> Фёдор Петрович

Родился в 1838 г. (Киевская губерния), умер 16 февраля 1905 г. в г. Сан-Ремо, Италия.

Оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор), режиссер, педагог. Сверхштатный профессор I степени «пения и оперных сценических упражнений» (1885).

Образование получил в Петербургском университете (пел в студенческом хоре). На протяжении 2-х лет занимался пением в Миланской консерватории в классе Э. Репетто. Выступал на оперных сценах Милана, Рима, Опорто под италальянским псевдодимом. Участвовал в освободительном движении под руководством Дж. Гарибальди. В 1863 г. вернулся в Россию, пел в Петербургской, Итальянской опере, затем (до 1867 г. и в 1869–80 гг.) — в Мариинском театре, сезон 1882/83 — в Большом театре. В 1867–69 гг. гастролировал в Пруссии и Баварии. Обладал голосом, небольшим по диапазону, силе и звучности, резковатым и напряженным в верхнем регистре. Владел им с большим мастерством. Современники отмечали превосходное исполнение певцом piano и mezza voce, безукоризненную дикцию и интеллектуальную манеру.

Первый исполнитель партий Вакулы («Кузнец Вакула» П.И. Чайковского) , Дон Жуана («Каменный гость» А.С. Даргомыжского), Самозванца («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Левко («Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова). Среди других партий: Йонтек («Галька» С. Монюшко), Фра-Дьяволо, Альмавива, Фауст, Лионель («Марта» Ф. Флотова), Манрико, Герцог («Риголетто» Дж. Верди). Партнеры: О.А. Петров, Д.М. Леонова, Ф.И. Стравинский. Выступал также как камерный певец.

Артистическое дарование Комиссаржевского высоко ценили Г.А. Ларош, Ц.А. Кюи, Даргомыжский и Мусоргский (последние были его близкими друзями). Чайковский посвятил певцу романс «Скажи, о чем в тени ветвей» (ор. 57 № 1, 1884). В1880 г. ставил оперную сцену и до 1883 г.жил за границей.

Известный оперный режиссер и вокальный педагог. В 1883–88 гг. работал в Московской консерватории. Постановщик опер «Волшебная флейта» (1884) и «Свадьба Фигаро» (1888) В.А. Моцарта, «Водовоз» Л. Керубини (1885) и др. Придерживался принципа воспитания певца-актера. Читал в оперном классе лекции по сценическому искусству, сопровождавшиеся практичкескими занятиями (Шкафер В.П. С. 49–50). В феврале 1885 г. составил записку в Главную дирекцию ИРМО о необходимости координации деятельности оперного класса и класса сольного пения. Предлагал поручить образование студентов 4-го и 5-го курсов, способных стать сценическими певцами, профессору оперного класса (предложение было отвергнуто Советом профессоров; РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 2. № 10. Л. 27). Покинул консерваторию в результате конфликта с ее руководством (Московский листок. 1887. 23 марта; 1887. 3 октября).

Поддерживал и направлял К.С. Станиславского в организации Общества искусства и литературы. В 1888 г. совместно с режиссерами А.Ф. Федотовым, Станиславским и писателем Ф.К. Сологубом создал при Общественном Музыкально-драматическом училище (существовало до 1891 г.), преподавал в нем. В 1888– 1896 гг. работал в Тифлисском музыкальном училище.

Ученики: Ф. Бобров, А. Больска (Скомпска), С. Борисоглебский, П. Кошиц, Н. Миланова, В. Тютюнник; режиссеры Станиславский, Шкафер и др. В 1887–88 гг. — музыкальный рецензент газеты «Московский листок».

Его дочь – Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864–1910) – актриса. Его сын – Федор Федорович Комиссаржевский (1882–1954) – режиссер, теоретик театра.

Источник: А.С. Яковлева Ф. П. Комиссаржевский. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 253.