Беляев
Виктор Михайлович

  • Годы работы: 1923 - 1968
  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Беляев<br /> Виктор Михайлович

Музыкальный учёный, критик, фольклорист, палеограф, педагог.

Родился 25 января 1888 года в Нижне–Уральске.  В 1906–08 годах учился в Харьковском музыкальном училище ИРМО, в 1909–14 — в Петербургской консерватории у А. К. Лядова (контрапункт, фуга, практическое сочинение), А. К. Глазунова (инструментовка), Я. (И. И.) Витола (музыкальная форма), М. О. Штейнберга (практическое сочинение, инструментовка), Н. Н. Черепнина (чтение партитур), Л. А. Саккетти (история музыки). Был дружен с Н. Я. Мясковским (посвятил Беляеву свою Пятую симфонию). В 1914 году окончил консерваторию по специальности «теория композиции». С 1911 года публиковал статьи и рецензии в журнале «Музыка». Среди первых рецензии на книги С. И. Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» (1913. № 125) и А. Шёнберга «Учение о гармонии» («Harmonielehre») (1913. № 142).

В 1912/13 учебных годах заменял в консерватории Витола, в 1913/14 — преподавал музыкально–теоретические предметы. С 1914 года при поддержке Витола и С. И. Габеля (инспектора консерватории) был утверждён Художественным советом в качестве преподавателя. Вёл музыкально–теоретические дисциплины (с 1917 — секретарь совета). Издал брошюру «Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальных формах» (М., 1915, 2-е издание 1923), перевёл с английского языка «Анализ фуг» Э. Праута (1915).

С 1923 года преподавал в Московской консерватории музыкально–теоретические и исторические предметы (1923–24, 1938–40, 1943–56, 1957–59; в 1947–49 — декан теоретического факультета). В 1923 году совместно с В. В. Держановским редактировал журнал «К новым берегам». С 1924 до нач. 1930-х годов — активный деятель АСМ, соредактор и один из основных авторов издававшегося ассоциацией журнала «Современная музыка». При содействии АСМ и Наркомпроса РСФСР в 1924 году был командирован в Австрию, где организовал 2 концерта из сочинений современных русских композиторов. Был приглашён в качестве соредактора для подготовки специального номера венского музыкального журнала «Musikblatter des Anbruch», посвящённого советской музыке (1925, Marz). Встречался в Вене с А. Шёнбергом, А. Бергом, А. Веберном, Р. Колишем, Г. Эйслером, Э. Веллесом и др. Был представителем от СССР на 2-м фестивале Международного общества современной музыки в Праге и на Фестивале современной музыки в Донауэшингене (Германия, 1925).

В 1941–43 годах был эвакуирован в Ташкент, где работал научным сотрудником Института искусствознания, а также научно–-исследовательской лаборатории при Узбекском оперном театре, заведующим экспериментальной лабораторией по реконструкции народных узбекских инструментов. В 1942 году читал лекции в Ленинградской консерватории, находившейся там же в эвакуации. С начала 1940-х годов занимался исследованиями в области русской музыкальной палеографии («Памятники древнерусской музыкальной письменности», 1962; «О музыкальном фольклоре и древней письменности», 1971 и др.). С 1943 года вёл в Московской консерватории семинар по изучению древне–русской музыки. Осуществил новые издания сборников народных песен В. Ф. Трутовского, Н .А Львова — И. Прача, Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина и др. (1950-е гг.). В 1959–68 годах — старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР. Среди учеников — Э. Алексеев, И. Травина, С. Пушкина, Ж. Чулпанова. Почётный член–корреспондент Британского музыкального общества (1928).

Награды: орден Трудового Красного Знамени (1946), медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».

Сочинения: «Подвижной контрапункт строгого письма» С. И. Танеева // Музыка. 1913. № 125; Переписка А. Н. Скрябина и М. П. Беляева. 1894–1903 [введение и примечания]. Пп, 1922; Александр Константинович Глазунов. Материалы к его биографии. Т. 1: Жизнь. Ч. 1. Пг, 1922; С. В. Рахманинов. Характеристика его творческой деятельности и очерк его жизни. М., 1924; Современная музыка и Александр Черепнин // Современная музыка. 1925. № 11; Георгий Львович Катуар / DeutschvonD. Ussow. М., 1926; А. В. Мосолов // Современная музыка. 1927. № 13–14; Кшенек и проблема оперы // Новая музыка. Сб. П. Л., 1927; Новые течения в современной музыке // Искусство. Кн. 1. 1927; Николай Яковлевич Мясковский. М., 1927 (перевод на немецкий язык Д. Усов); Анатолий Николаевич Александров. М., 1927 (перевод на немецкий язык Б. Прохаска); Пауль Хиндемит. Очерк. Л., 1927; Сергей Никифорович Василенко. М., 1927; Самуил Евгеньевич Фейнберг. М., 1927; Венгерский дивертисмент Шуберта: К вопросу о восточных влияниях в европейской музыке // Венок Шуберту. 1828–1928. Этюды и материалы. М., 1928; Туркменская музыка (совместно с В. А. Успенским). Т. 1. М., 1928, 2-е издание [полное] с предисловием и комментариями Э. Алексеева. Алматы, 2003; Igor Stravinsky's Les noces: An Outline by Victor Belaiev [Transl. from the Russian by S.W. Pring]. London, 1928; Александр Алексеевич Шеншин. M., 1929 (перевод на немецкий язык Б. Прохазка); Две редакции «Бориса Годунова» // «Борис Годунов»: Статьи и исследования. Кн. 1. М., 1930; Руководство для обмера народных музыкальных инструментов. М., 1931; Сергей Прокофьев. М., 1932; Музыкальные инструменты Узбекистана. М., 1933; Турецкая музыка // СМ. 1934. № 5; Нотный букварь. М., 1934, 2-е издание 1935; В. Беляев. 25 лет научно–музыкальной деятельности (Творческий самоотчёт) // СМ. 1937. № 6; Музыкальные инструменты народов СССР // Там же. № 10–11; Музыка народов СССР в грамзаписи. Вып. 1. М., 1937; Искусство Якутской АССР // Советский Север. 1939. № 1; Белорусская народная музыка. Л., 1941; Симфоническое творчество Н.Пейко // СМ. 1947. № 5; Музыка Индии // СМ. 1948. № 5; Корейская народная музыка // СМ. 1951. № 1; В. Трутовский и его «Собрание простых песен с нотами» // Трутовский В. Собрание простых песен с нотами. М., 1953; Музыкальный фольклор Дунайского бассейна. Загреб, 1959; Афганская народная музыка. М., I960; Очерки по истории музыки народов СССР. Вып. 1: Музыкальная культура Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. М., 1962; Памятники древнерусской музыкальной письменности. М., 1962; Очерки по истории музыки народов СССР. Вып. 2: Музыкальная культура Азербайджана, Армении и Грузии. М., 1963; Персидские теснифы. М., 1964; Сборник Кирши Данилова: Опыт реставрации песен. М., 1969; О музыкальном фольклоре и древней письменности. М., 1971 и др.

Умер 16 февраля 1968 года в Москве.

Фото 1925 г. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки (НМБ) СПбГК

После Октябрьской революции работал в различных учреждениях: в 1918–19 годах — эмиссар МУЗО Наркомпроса РСФСР по делам Петроградской консерватории, в 1918–22 — председатель Художественно–технического совета и Квалификационной комиссии, член правления Петрогубрабиса. Принимал активное участие в работе Всероссийской комиссии по реформе музыкального образования, б-к, академического подотдела МУЗО Наркомпроса и др. В начале 1920-х годов написал 1-й том биографии А. К. Глазунова и подготовил к изданию «Переписку А. Н. Скрябина и М. П. Беляева». После переезда в Москву (1922) — член правления Музсектора Госиздата и действительный член ГАХНа (впоследствии ГАИС), с 1924 года — заведующий теоретическим отделением её музыкальной секции, в 1927–28 годах возглавлял группу по изучению новой музыки (в 1932, в связи с переводом ГАХН в Ленинград, вышел из её состава).

В 1920-е — начале 1930-х годов опубликовал множество статей и рецензий в отечественных и зарубежных периодических изданиях («Жизнь искусства», «Современный театр», «Auftakt», «Musikblatter des Anbruch», «The Christian Science Monitor», «Menestrel» и др.), серию кратких биографий современных русских и западно–европейских композиторов на русском и иностранных языках (С. Н. Василенко, Н. Я. Мясковского, А. Н. Александрова, Г. Л. Катуара, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита и др.). Подготовил к публикации труд Танеева «Учение о каноне» (М., 1929, автор предисловия).

В конце 1920-х годов деятельность Беляева, связанная с исследованием и пропагандой современной музыки, подверглась резкому осуждению со стороны критиков, близких к РАПМ. С этого времени Беляев занимался изучением музыки народов СССР. Неоднократно ездил в Туркмению, Узбекистан, Грузию, Армению, Азербайджан и другие республики. С 1929 года — консультант по музыкальным вопросам Института туркменской культуры при СНК Туркменской ССР в Ашхабаде. Беляеву принадлежат первые опыты научной систематизации музфкального инструментария народов СССР и его изучения. В 1937 году участвовал в организации 1-й Всесоюзной выставки музыкальных инструментов народов СССР при Всесоюзном Доме народного творчества им. Н.К. Крупской (1938). Во 2-й половине 1930-х годов — член художественного совета Грампласттреста, консультант фабрики звукозаписи по производству пластинок с записями музыки народов СССР (при участии Беляева было выпущено около 1400 пластинок). Результатом этой работы Беляева явилось создание учебного курса «История музыки народов СССР», который он читал в Московской консерватории в 1943–59 годах, а также учебного пособия «Очерки по истории музыки народов СССР» (Вып. 1–2. 1962, 1963). Деятельность Беляева–фольклориста получила признание в России и за рубежом, о чём свидетельствует его обширная переписка с фольклористами Румынии, Болгарии, Венгрии, Японии, Великобритании, США, Польши (среди корреспондентов Беляева — 3. Кодаи, Э. Штокман, М. Морини и др.). В 1934 году издал популярный «Нотный букварь», выдержавший в течение 2-х лет 2 издания общим тиражом 150 000 экземпляров.

Источник: Беляев В. М. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007.  С. 53, 54.