Рогаль-Левицкий
Дмитрий Романович

  • Годы работы: 1932 - 1962
  • Профессор
Рогаль-Левицкий<br /> Дмитрий Романович

Родился 2 июля (14 июля по н. с.) 1898 г. на Успенском прииске в Якутской губернии в семье горного инженера, музыканта-любителя Романа Филипповича Рогаль-Левицкого. Начальное музыкальное образование получил под руководством матери – Наталии Александровны. После переезда в Москву посещал Музыкальные классы А. П. Буниной (с 1908 г.), в 1910 г. поступил в училище Е. и М. Гнесиных в класс фортепиано Е. Ф. Гнесиной.В 1917 г. с серебряной медалью окончил Первую московскую гимназию.

В том же году отправился на турецкий фронт в качестве вольноопределяющегося. После освобождения от военной службы продолжил занятия музыкой. В начале 1920-х гг. в течение трех лет частным образом занимался теорией музыки и композицией с А. Т. Гречаниновым (переписывался с ним до конца его дней). В 1925 г. окончил Московскую консерваторию по классу арфы М. А. Корчинской и научно-теоретическое отделение творческого факультета по классам теории музыки (Г. Э. Конюс) и инструментовки (С. Н. Василенко).В 1926–1929 гг. – сверхштатный научный работник Музыкально-этнографических курсов Государственного института музыкальной науки.

Редактор «Трудов» Ассоциации камерной музыки и московского отдела издательства московского Общества драматических писателей (1927). Публиковал рецензии и музыкально-критические статьи в различных журналах и газетах. Будучи членом-корреспондентом Северо-Кавказского Горского Научно-исследовательского института в Ростове-на-Дону (с 1927 г.), изучал музыкальное творчество народов Северного Кавказа («Песни Северной Осетии. Историко-этнографические очерки, теоретический и метро-тектонический анализ песен и обработка легенд, связанных с содержанием данных песен», 1927; «Песни Карачая», 1927; материал рукописи вошел в многочисленные статьи Д. Р. Рогаль-Левицкого).

В 1931–1938 гг. работал в музыкальной редакции Музгиза. Непревзойденный мастер оркестровки, Рогаль-Левицкий сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты, используя для создания этих произведений фортепианную музыку известных композиторов («Листиниана», 1932; «Скрябиниана», 1935; «Шопениана», 1947; симфоническая сюита «Памяти С. В. Рахманинова» и другие). В числе известных аранжировок – «Три сборника переложений для двухрядной венской гармоники» (М., 1928–1932), обработки свыше 50 романсов русских и зарубежных авторов для голоса и трио (фортепиано, скрипка, виолончель).

Оркестровал ряд опер русских композиторов («Мельник, колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова и М. М. Соколовского, 1927; «Иванушка-дурачок» Ц. А. Кюи, 1939). Составлял партитуры ряда произведений С. С. Прокофьева по его клавирам с размеченной инструментовкой. Осуществил полную редакцию оперы «Кармен» Ж. Бизе (М., 1953, 1956).

В 1940–1941 гг. в Большом театре в оркестровке Рогаль-Левицкого был поставлен балет «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого, в 1942–1943 гг. в Ленинградском Малом академическом театре имени С. М. Кирова – оперы «Емельян Пугачев» М. В. Коваля, в 1943 г. – «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского.Д. Р. Рогаль-Левицкий – автор официальных редакций «Интернационала», Государственных гимнов СССР, ряда Союзных республик, а также Франции, Польши, Турции. Его жена – Тамара Николаевна Рогаль-Левицкая (1910–1999) – пианистка, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР. Окончила Московскую консерваторию по классу Л. Н. Оборина. В 1960–1975 гг. возглавляла Школу-семилетку имени Гнесиных.Умер 17 декабря 1962 г. в г. Москве.

Профессор.
Кандидат искусствоведения (1932).


Педагогическая деятельность:

Педагогическую деятельность начал студентом.
Преподавал в Музыкальном техникуме имени Гнесиных (1921–1937), на Музыкально-вокальных курсах имени И. Ф. Стравинского (1925–1927), в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского (1927–1928).

Вел гармонию, анализ музыкальных произведений, инструментовку и аранжировку. В Московской консерватории работал сначала на кафедре инструментовки (в 1932–1937 г. – доцент), позднее – на Военном факультете (с 1944 г. – профессор, в 1944–1946 гг. – начальник кафедры инструментовки Высшего училища военных капельмейстеров Красной Армии).

С 1945 г. возобновил преподавание на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории (с 1952 г. – исполняющий обязанности заведующего кафедрой инструментовки, с 1957 г. – заведующий кафедрой).

Преподавал также в Музыкальном училище (1921–1937, 1943–1944) и Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944–1945).

По воспоминаниям Е. П. Макарова, великолепное знание оркестра и прекрасные человеческие качества привлекали к Д. Р. Рогаль-Левицкому молодежь.

Ученики:

А. Арутюнян, А. Бабаджанян, И. Барсова, Е. Голубев, Г. Киркор, Э. Мирзоян, А. Спадавеккиа, А. Хачатурян, Т. Хренников, Р. Щедрин, А. Эшпай.

Научные труды. Издания. Публикации:

В 1923 г. Д. Р. Рогаль-Левицкий написал книгу «Возможности современного оркестра» (не опубликована). Рогаль-Левицкий – автор 12 монографий по инструментовке (см. «Перечень главнейших работ», составленный им 18 апреля 1962 г. – ГЦММК. Ф. 351. Ед. хр. 16).  В 1934 г. осуществил новую редакцию «Практического руководства по инструментовке» Э. Гиро (впервые напечатано в России в 1892; перевод Г. Э. Конюса). В редакцию Рогаль-Левицкого добавлено значительное количество фрагментов партитур из сочинений русских композиторов, расширен раздел, посвященный технике современного оркестра инструментов. В середине 1930-х гг. осуществил перевод книги «Техника современного оркестра» Ш. М. Видора (М., 1938, II издание – в переводе на китайский язык, 1958–1959, 1960), также дополнив ее сведениями о последних усовершенствованиях и технических возможностях инструментов, анализом свыше 70 партитур русских композиторов (долгое время использовалась как главное учебное пособие в области инструментоведения). Фундаментальный труд Рогаль-Левицкого – «Современный оркестр» в 4 тт. (1953–1956, перевод на китайский язык – 1962).   Также музыковедом созданы труды:
  • Инструменты современного оркестра (современная партитура). М., 1930

  • Курс чтения партитур Глеба Таранова: Полная редакция и обработка. М., 1935

  • Беседы об оркестре. М., 1961

Рукописи

  • «Возможности современного оркестра» (1923)
  • «Теория основных элементов музыки» (1926)
  • «Русская соната. Опыт тематического анализа фортепианных и инструментальных сонат русских авторов» (1926, 1928)
  • «Техника искусства оркестровки. Материалы и записи, подбираемые для полного методического курса оркестровки» (1930–1932)

Рогаль-Левицкий – прекрасный мемуарист, оставил воспоминания о С. С. Прокофьеве – «Мимолетные связи» (1961) (опубликованы в сб. «Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения» / Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001). Не опубликованы воспоминания о А. Т. Гречанинове – «Мой первый учитель композиции», а также «50 лет в когтях у музыки: тягостные воспоминания о бесславно прожитой жизни [Автобиографический роман]» (ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 351. Ед. хр. 740), «Пожелтевшие страницы» (ГЦММК. Ф. 351. Ед. хр. 540) и др. Музыковедческие труды

  • Сергей Василенко и его альтовая соната. М., 1927
  • Якутская народная песня // «Музыка и революция» 1926. № 10 
  • Песенное творчество карачаевцев // Советское искусство. 1928. № 3  
  • Песенное творчество Осетии // Советское искусство. 1928. № 4  
  • Песни Крыма // «Информационный бюллетень» 1927. № 19, 20

 

Публикации об этом педагоге

  • Макаров Е. П. Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий (1898–1962) // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966. С. 62-81
  • Дигонская О. Рогаль-Левицкий Д. Р. Государственный гимн. // Музыкальная академия. 1998. № 3  
  • Сигейкина Е. Переписка А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. I. М. 1999
  • Дигонская О. «Мимолетные связи» (К 70-летию со дня рождения Сергея Прокофьева) // Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения. Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001
  • Сигейкина Е. «Общение со старыми друзьями – это одна из немногих радостей моей жизни…» (Из переписки А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого) // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. II. М. 2003
  • Круглова М. «Жизнь в «когтях у музыки». Д. Р. Рогаль-Левицкий: композитор, музыкальный учёный, критик, арфист» // Научные чтения памяти А. И. Кандинского: материалы научной конференции. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 59). М. 2007