Борис Тевлин. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы


  • Издательство: Московская консерватория Музыка, 2001
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 381
  • ISBN: 5-7140-1106-6
Редактор-составитель В. С. Ценова.
Книга посвящена выдающемуся музыкальному деятелю России – хоровому дирижеру, народному артисту РФ, профессору Борису Григорьевичу Тевлину. Она подготовлена к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности музыканта.
Сборник включает в себя научные тексты самого Тевлина, воспоминания его коллег, друзей и учеников, статьи, посвященные методике его вокально-хоровой работы. В приложении дается фактологический материал: перечень трудов Б. Г. Тевлина, библиография, дискография, хоровой репертуар.
Книга представляет интерес для всех интересующихся личностью Б. Г. Тевлина, любящих и ценящих хоровое искусство.
От редактора-составителя 3 Слово юбиляра 5 Приветствие ректора Московской консерватории имени П. И. Чайковского профессора А. С. Соколова 7
Часть первая. Личность Е. С. Власова Начало 9 А. Т. Тевосян Два портрета на расстоянии десятилетия 17 Г. М. Цыпин Главное для музыканта – заставить себя слушать 47
Часть вторая. Тексты Б. Г.Тевлина
1. Из дневника 57
2. Воспоминания и творческие портреты 62 Василий Петрович Мухин 62 Клавдий Борисович Птица 77 Александр Васильевич Свешников 81 Свешников – учитель аспирантов 83 Хоровая живопись Денисова 86
3. Научно-педагогические статьи 88 Уроки мастерства. Заметки исполнителя о хоровой музыке Р. Щедрина 88 Современная хоровая музыка: некоторые вопросы интерпретации 97 К проблеме исполнения новой хоровой музыки 116
4. Предисловия к нотным изданиям 118 Хоры из опер советских композиторов 118 Морис Равель. Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано 121 Иоганнес Брамс. Избранные хоровые произведения 124 Карл Орф. «Кармина Бурана» 126 Карл Орф. «Катулли Кармина» 128 Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Эпоха Возрождения 130 Сокровищница русской духовной музыки. Произведения русских композиторов для смешанного хора без сопровождения 136
Часть третья. Поздравления и воспоминания
I. Говорят коллеги и друзья Т.  Н. Хренников Хоровое дело для него – жизнь и судьба 139 Р. К. Щедрин Мой друг Борис Тевлин 141 Постскриптум: М. Плисецкая 143 Р. С. Леденев Локомотив 144 С. А. Губайдулина Быть среди молодых 146 Э. Эриксон Москвичи поют скандинавскую музыку 147 К. Аренг Vivat, Maestro! 149 П. Верле Хвала Тевлину 151 У Цзучан Поздравительное письмо от давнего одноклассника из Пекина 153 Н. В. Кутузов Талант истинный 154 Т. А. Гайдамович Я Вам пишу 156 С. Л. Доренский Триумфатор хорового искусства 158 Ю. А. Башмет Фанат музыки 161 Постскриптум: Д. Кахидзе 162 Н. Н. Шаховская Талант общения с коллективом 163 Ю. И. Симонов Мой земляк 164 Э. Д. Грач Творческое сотрудничество 166 Е. В. Аникиенко Ученик моего отца, мой друг Борис Тевлин 167 В. Е. Захаров Тевлин в Большом зале консерватории 170 А. Д. Кожевников Быть не одному 175 В. И. Казенин Человек-оптимист 177 Л. М. Абелян, Р. Г. Бойко Несколько слов о Борисе Тевлине 180 К. Е. Волков Музыкант-вожатый 181 Ю. С. Корев Живая сила российской культуры 184 Е. Б. Долинская Хоровых дел мастер 188 Ф. С. Фахми Счастливая судьба 191 Г. В. Григорьева Мастер современной музыки 194 Н. А. Мухин Счастливый человек 195 Е. И. Подгайц Басы, вперед 196 М. С. Петухов Встречи с мастером 198 Л. И. Дубовцева О профессоре с улыбкой 202 В. В. Козляков Две встречи 206 С. С. Калинин Тевлин в консерватории 210 Приложение Но… чуда не происходит 216 Хоровой класс – основа профессионального воспитания хормейстера 218 Л. З. Конторович Я благодарен возможности работать рядом 222 С. М. Лыков Эпоха Тевлина 225 В. П. Елисеев Во славу России 226 Н. Н. Владимирцева Высшая школа профессионализма 229 А. Н. Печерская Вспоминая с любовью 236 Ю. А. Потеенко Молодость души 238
II. Говорят ученики В. Ю. Калистратов Трудный ученик 242 Всё начиналось с «Тани-Танюши» 244 В. И. Агронский Он всего лишь определил мою судьбу 250 Л. А. Лицова Впечатления от встреч в разные годы 251 Т. Г. Томашевская Я благодарна своим учителям 257 Е. Е. Наумова О самом главном – о моем учителе 261 Е. В. Николаева Заметки о школе Тевлина 263 О. В. Ткаченко Педагог и музыкант 266 И. А. Дронов Высокий тон жизни 269
Часть четвертая. Вокально-хоровая работа Б. Г. Тевлина И. А. Бобыкина Московский хор молодежи и студентов 271 Методика вокально-хоровой работы 271 Анализ работы коллектива над хорами Р. Щедрина на стихи А. Вознесенского 282 В. В. Козляков Хор дирижеров-хормейстеров России в документах и фактах 289 И. В. Батюк Камерный хор Московской консерватории и современное хоровое исполнительство 303 Е. К. Волков Камерный хор Московской консерватории. Краткий очерк вокальной работы 310 Н. В. Кошкарёва Принципы вокально-хоровой методики Б. Г. Тевлина на примере работы над произведениями А. Г. Шнитке 318
Часть пятая. В контексте современности В. В. Задерацкий Борису Тевлину – дирижеру и человеку 332 Р. Г. Косачёва Универсализм мастера 338 А. И. Демченко В зеркале звукозаписей 340 Ю. Н. Холопов Новая музыка в хоре 347
Приложения Труды Б. Г. Тевлина 357 Литература о Б. Г. Тевлине 361 Дискография 365 Репертуар Камерного хора Московской консерватории (1995 – 2001) 369