21
АПРЕЛЯ
СРЕДА
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Триконструкция. К 90-летию со дня рождения Николая Каретникова

Поиск
Купить билет

цена билета 500

Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

Дирижер —

Сергей Акимов


В программе:

Николай Каретников
Камерная симфония № 2 (1994) Мировая премьера

Арнольд Шёнберг
Камерная симфония № 1 (1906)

Джон Кулидж Адамс
Камерная симфония (1992)

21 апреля в Рахманиновском зале ансамбль «Студия новой музыки» при поддержке фонда Николая Каретникова предоставят широкой публике возможность впервые познакомиться с эпохальным сочинением конца ушедшего столетия: прозвучит мировая премьера последней российской камерной симфонии ХХ века ― «Камерной симфонии» № 2 (соч. 32, посм., 1994) одного из крупнейших композиторов «второго авангарда» Николая Каретникова.

Это произведение является важным «пропущенным звеном» в истории новейшей музыки. Согласно концепции концерта, исполнение последнего сочинения Каретникова, предстанет в контексте других произведений этого же жанра. Камерная симфония стала одним из явлений, в значительной степени определивших звуковой облик авангарда ХХ века. Впервые в одной программе прозвучат три знаковых произведения трёх основных «ветвей» развития этого жанра ― европейской, российской и американской. Эта музыка не звучала в нашей стране более 10 лет, либо же не звучала никогда.

В основании «триконструкции» — первое сочинение в этом жанре, созданное его изобретателем в первом десятилетии ХХ века: Камерная симфония № 1 Арнольда Шёнберга (1906). Он полностью переосмыслил принципы камерно-оркестрового письма и пересмотрел состав оркестра на основе принципа тембрового равенства, провозгласив каждого участника полноправным солистом со своей собственной партией.

Николай Каретников (1930—1994) — один из лидеров советского послевоенного музыкального авангарда. Из всех композиторов-нонконформистов он наиболее последовательно продолжал творческий диалог с нововенской школой в тот период, когда интерес многих его коллег уже сместился в сторону иных музыкальных направлений. На исполнение его музыки в СССР существовал негласный запрет. Вследствие этого вплоть до совсем недавнего времени его творчество было практически неизучено. Его Камерная симфония № 2, написанная композитором перед смертью, отражает далеко эволюционировавший поздний каретниковский сериализм: здесь он обращается к нововенской технике додекафонии («двенадцати соотнесённых между собою тонов»), приверженность которой он сохранил на всю жизнь. Расшифровку окончания партитуры Каретникова осуществил выдающийся дирижёр и пропагандист новой музыки Игорь Блажков.

Получившая широкую известность Камерная симфония Джона К. Адамса (1992) представит американскую версию развития жанра в широко понимаемой минималистской манере.

«Триконструкцию» трёх камерных симфоний исполнит ансамбль «Студия новой музыки» (дирижёр Сергей Акимов). Со вступительным словом о Николае Каретникове выступит выдающийся историк кино, культуролог, основатель Музея Кино Наум Клейман.


Ссылки



Анонсы