Основы интерпретации старинной органной музыки (средневековье, Ренессанс, барокко)

28 февраля 2022 г. - 13 марта 2022 г. | Курсы

Формат курса: смешанный.
Дмитриева Е. О.

Аннотация
Курс посвящён изучению исторических реалий существования, соотношения записи и звучания старинной органной музыки и вопросам адаптации старинного органного репертуара к современным инструментам.
Последний вопрос особенно актуален в России, где самые старые исторические органы датируются второй половиной XIX века. Современные инструменты часто далеки от архитектуры и тембров органов прошлого, от акустики помещений, в которых они звучали, от традиционного исторического контекста, для которого создавалась эта музыка.

В курсе будет изучаться обширный спектр вопросов, помогающих глубоко понять старинную органную музыку и, таким образом, обрести «ключи» к её исторически верной интерпретации в наши дни, а также к воссозданию максимально достоверного нотного текста по имеющимся в широком обиходе изданиям.

Курс может быть полезен преподавателям всех звеньев музыкального образования (от ДШИ до ассистентуры-стажировки) по специальностям орган, клавесин, фортепиано, камерный ансамбль (в области старинного репертуара), а также студентам и ассистентам-стажёрам музыкальных колледжей и ВУЗов и концертирующим музыкантам вышеуказанных специальностей. Также курс предназначен для музыковедов, специализирующихся в области старинной музыки, и дирижёров, интересующихся данной сферой.

Тематический план занятий

  1. Источники старинной органной музыки: импровизация и композиция, вопросы подлинности.
  2. Виды старинной клавирной нотации как отражение способа мышления композитора, переписчика, исполнителя-импровизатора.
  3. Импровизация в старинной органной музыке: обзор проблематики.
  4. Старинные системы темпераций и их значение для органной музыки.
  5. Что такое аффект и как его найти: музыкальные «указатели» на характер пьесы.
  6. Pro et contra: что такое «орнаментика» и для чего она нужна.
  7. «Неравные ноты»: базовые способы импровизации.
  8. Клавирная аппликатура: традиция и современность.
  9. Лютня или клавир? Вопрос выбора инструмента.
  10. Вопросы регистровки: «аутентичное» звучание на современных инструментах?
  11. Старинная органная музыка в современных нотных изданиях: создание «исполнительского» текста.
  12. Органное континуо в исторической перспективе.
     

Авторские курсы повышения квалификации 2021-2022

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.


Ссылки