Оперный театр Московской консерватории

Создание Оперного театра (ранее – Оперной студии) было подготовлено предыдущим богатым опытом многочисленных оперных постановок, которые начинаются фактически с рождения самой Московской консерватории. Эти постановки были важными не только для исполнителей, оперных режиссеров и дирижёров Оперной студии, но и для композиторов.

Первый ученический оперный спектакль состоялся 2 мая 1869 года: в Большом зале Благородного собрания под управлением Н.Г. Рубинштейна была исполнена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

17 марта 1879 года именно в Московской консерватории состоялась премьера оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Позже установилась традиция открывать этой оперой каждый осенний сезон Оперного театра.

В 1893 году благодаря М.М. Ипполитову-Иванову в Московской консерватории была введена специализация по оперному профилю. Вскоре после избрания его директором консерватории (1906) возникла идея образовать из воспитанников Санкт-Петербургской и Московской консерваторий оперную труппу, арендовать для этой труппы несколько провинциальных театров на великопостный сезон и таким образом предоставить своим ученикам возможность выступать на сцене. Однако в итоге этот проект реализован не был.

В 1917 году М.М. Ипполитов-Иванов и В.М. Зарудная-Иванова организовали при консерватории «Оперно-вокальную студию имени Чайковского». Специального помещения у студии не было, и она размещалась на квартире М.М. Ипполитова-Иванова, находившейся на первом этаже учебного корпуса консерватории. Спектакли давались два раза в месяц и шли в сопровождении фортепиано. «Оперно-вокальная студия имени Чайковского» просуществовала до 1925 г. – когда М.М. Ипполитов-Иванов был приглашен дирижёром в Большой театр.

30 мая 1933 года – день рождения Оперной студии. В этот день в Большом зале консерватории была исполнена опера В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева (ассистенты – студенты К. Иванов и И. Носов, руководитель хора студентов – Г.А. Дмитриевский). Опера шла в постановке В.С. Смышляева и оформлении Б. Матрунина.

С февраля 1932 года директором консерватории становится С.Т.Шацкий, а его заместителем – А.Б. Гольденвейзер, через два года С.Т. Шацкого сменяет Г.Г. Нейгауз и К.Н. Дорлиак, немалую роль сыграл Г.И. Тиц. На пост директора студии был назначен Н.Г. Райский. Дирижерами стали Б.Э. Хайкин и Г.А. Столяров, инспектором-режиссером – Б.С. Вепринский.

Оперная студия имела самые разнообразные задачи. Первоначально при С.Т. Шацком и А.Б. Гольденвейзере (его заместителе) она была организована как «надстройка» над консерваторией. Студенты, оканчивающие вокальный факультет, оставались еще три года в Оперной студии и совершенствовались в оперном искусстве, не занимаясь уже другими дисциплинами (своеобразная ассистентура-стажировка). Впоследствии ее цели изменились: она была предназначена, прежде всего, для студентов старших курсов, которые готовились к Государственному экзамену.

C 1937 г. Оперная студия располагалась в помещениях, принадлежавших театральному училищу имени Щукина (ул. Вахтангова, 12а).

В первые годы Великой Отечественной войны студия вынуждена была прервать свою работу – осуществлялись лишь отдельные постановки в воинских частях и госпиталях. Лишь в августе 1944 г. Оперная студия возобновила свою работу в полном объеме. Художественным руководителем студии стала К.Н. Дорлиак, главным режиссером – Т.Е. Шарашидзе, хормейстером – З.В. Муравьёва, дирижером – А.Г. Орлов. Возобновление работы студии совпало с исторической датой первого представления оперы «Евгений Онегин».

В 1949 г. руководителем студии становится А.С. Шерешевский. Именно тогда она превратилась из театральной организации при консерватории в учебный театр-студию консерватории.

В 1960-х годах художественным руководителем студии был С.Я. Лемешев. В те годы начали появляться проекты строительства здания для Оперной студии (в 1975 г. состоялся последний спектакль студии в помещении Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова).

Первоначально планировалось, что театр для Оперной студии консерватории будет сооружен на пересечении Тверского бульвара и Малой Бронной улицы. Однако этот проект не был реализован.

До 1990-х годов существовали постоянные российско-зарубежные обмены между Московской консерваторией и учебными театрами консерваторий Европы и Америки. Так, например, опера М. Мусоргского «Женитьба» и опера А. Даргомыжского «Каменный гость» звучали в свое время в Болгарии (дирижер – Е.Я. Рацер, режиссер – В.Ф. Жданов). В Варшаве также была осуществлена постановка оперы Г.Ф. Генделя «Ксеркс». В Блумингтоне (США) звучала «Франческа да Римини» С.В. Рахманинова (дирижер – Л.В. Николаев, режиссер – В.Ф. Жданов). Студенческие Оперные театры Европы и Америки часто приезжали на гастроли в Московскую консерваторию.

С начала 1990-х годов эти международные контакты становятся эпизодическими, однако в настоящее время они начинают вновь возрождаться.

В 1999 был проведен «Российско-американский фестиваль современного оперного искусства». Руководитель проекта – В.Ф. Жданов (при финансовой поддержке Института «Открытое Общество» (фонд Сороса).

29 февраля 2000 года Оперная студия была переименована в Оперный театр.

До 1974 г. Оперной студией осуществлялось до 120 спектаклей в год. В настоящее время – около 25, в репертуаре находится до 15 опер. Оперный театр осуществляет постановки в Большом (1-3 раза в месяц), Малом и Рахманиновском залах консерватории.

Оперный театр Московской консерватории:

  • ежегодно осуществляет постановку 1-2 новых спектаклей при обязательном участии студентов-вокалистов 3-4 курсов,
  • ежегодно проводит дипломные спектакли со студентами-вокалистами 5 курса, выпускниками консерватории,
  • ежегодно гастролирует со своими спектаклями по городам России.

В Оперном театре периодически защищают дипломы режиссера студенты Российской академии театрального искусства (РАТИ ГИТИС).

Многие студенты-вокалисты, окончившие Московскую консерваторию, активно работают не только в знаменитых театрах России – Большом и Мариинском театрах, Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, но и на самых престижных сценах мира – таких, как Венская опера, «Ла Скала», Метрополитен-опера, «Опера-Бастиль», Гамбургская опера и других.

Симфонический оркестр Оперного театра Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского был основан 30 мая 1933 года.

С самого момента возникновения оркестр снискал репутацию высокопрофессионального коллектива, способного блестяще справиться с самыми разнообразными и сложными творческими задачами. Одаренность участников, талантливых выпускников Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных, и упорная работа над точностью и красотой звучания, подлинное проникновение в стиль исполняемых произведений являются отличительными признаками творческого почерка оркестра.

Основной концертной площадкой коллектива является легендарная сцена Большого зала Московской консерватории — одна из главных музыкальных сцен России.

За десятилетия своего существования оркестр накопил большой опыт, исполняя разные по стилю сочинения как русских и зарубежных классиков, так и современных композиторов, таких, как Александр Чайковский (опера «Шахматы»), Владимир Агафонников (постановка «Юбилей»), Юрий Буцко (опера «Записки сумасшедшего»).

В разное время с коллективом работали такие музыканты, как дирижёр Большого театра, Народный артист России Ф. Ш. Мансуров, Народный артист РСФСР А. Н. Лазарев, Народный артист СССР, главный дирижёр Большого театра Ю. И. Симонов, Народный артист РСФСР В. М. Кожухарь, Народный артист СССР В. И. Федосеев, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации В. В. Катаев, Народный артист СССР Г. Н. Рождественский, профессор Е. Я. Рацер, Заслуженный деятель искусств РСФСР К. Зандерлинг.

В настоящее время оркестр сотрудничает с профессором, заслуженным деятелем искусств А. А. Петуховым, профессором П. Б. Ландо, доцентом, лауреатом международных конкурсов В. А. Валеевым, лауреатом Всероссийских конкурсов А. О. Жиленковым.

С коллективом неоднократно выступали выдающиеся исполнители, которыми по праву гордится страна: Народная артистка СССР И. К. Архипова, Народный артист СССР З. Л. Соткилава, Народный артист СССР В. И. Пьявко, Народная артистка СССР Е. В. Образцова, Народный артист НРБ Н. Гяуров.

За время своего существования оркестр Оперного театра многократно гастролировал по России и за рубежом — в Испании, Италии, США, и др.

В ноябре 2021 года коллектив принимал участие в значимом в жизни консерватории мероприятии, посвященном 180-летию со дня рождения выдающегося предпринимателя и общественного деятеля С. И. Мамонтова «Меценат года».


Директор Оперного театра

Доктор искусствоведения, Заслуженный артист России
Профессор
режиссер

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор
режиссер


Профессор
дирижер

Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор
дирижер

Петрова Татьяна


Доцент
балетмейстер


Доцент
Дирижёр


солист


Заведующий симфоническим оркестром Оперного театра


заведующий учебно-репертуарной частью


солист


Дирижёр


режиссер


режиссер


Зав учебно-репертуарной частью


солист


Старший администратор


Солист

Скороходова Татьяна


Зав.костюмерным цехом


солист


Зав.реквизиторским цехом


Режиссёр


солист

Яковлева Лилия


Зав. машинно-декорационным цехом

Концерты


9
ОКТ
2022

П. И. Чайковский .«Иоланта»

23
ОКТ
2022

Оперный театр Московской консерватории

29
ОКТ
2022

С. В. Рахманинов. «Алеко»

26
СЕН
2022

Арии и дуэты из опер

29
МАЯ
2022

Дж. Верди. «Травиата»

Все концерты»

События


Все события»

Ссылки


Все записи»