Флейта, барочная и классическая флейта
Требования к уровню подготовки абитуриента по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (флейта)»
При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:
- I. Творческое испытание;
- II. Профессиональное испытание;
- III. Русский язык;
- IV. Литература.
Образовательная модель факультета исторического и современного исполнительского искусства предполагает обучение, которое сочетает традиционные профильные программы, принятые в Консерватории для инструменталистов оркестрового и фортепианного факультетов, со специализированными курсами по изучению исторических инструментов, музыкальной практики XVII–XIX веков.
Аутентичное исполнительство не является обособленным и расценивается, наряду с современной исполнительской практикой, как один из важнейших исполнительских стилей.
I. Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.
Абитуриент должен подготовить четыре произведения из разных эпох, при этом одно из них — периода классицизма — должно быть выучено наизусть.
Программа экзамена:
- Произведение эпохи барокко (соната)
• Исполняется по нотам, в сопровождении клавесина (клавесинист предоставляется).
• Допускается исполнение либо на современной флейте (строя 440 Гц), либо на барочной флейте (строя 415 Гц).
- Произведение эпохи классицизма
• Концерт (1-я часть или 2–3 части) или две части сонаты.
• Исполняется наизусть.
- Развёрнутое произведение романтического периода или первой половины XX века
• Может исполняться по нотам или наизусть — по выбору абитуриента.
- Произведение, написанное после 1965 года
• Исполняется по нотам.
Примерный список репертуара
Барокко: сонаты Локателли, Блаве , Леклер, Бах, Гендель, Телеман, Оттетер, Куперен, К. Ф. Э. Бах, Буамортье, Монтеклер.
Классицизм: концерты Моцарта, Стамица, Хоффмайстера, Кванца, Ромберга, Данци, Плейеля, Швенделя.
Романтизм и первая половина XX века: Видор (Сюита), Таффанель (Фантазии), Карг-Элерт (Симфоническая канцона), Гобер (Соната), Шаминад (Концертино), Андерсен (пьесы), Цыбин (Концертное аллегро), Шуберт (Вариации), Рейнеке (Соната), Дютийе (Сонатина), Прокофьев (Соната), Жоливе (Песнь Линоса), Мартен (Баллада), Санкан (Сонатина), Шульхофф (Соната), Ибер (Пьеса для флейты соло).
Современная музыка (после 1965 г.): Берио (Секвенция), Хальфтер (Дебла), Васкс (Пейзаж с птицами), Элиот Картер (Scrivo in Vento), Р. Айткен (Plane Song), пьесы Исанга Юна, Такэмицу, Холлигера, Ференхоу.
II. Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Сольфеджио:
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода (8–12 тактов), содержащий отклонения в тональности I степени родства.
Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 10-12 раз.
Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», № 467. Образцы письменных заданий на вступит. экзаменах по сольфеджио и гармонии /сост. Е. Николаева. – 3-е изд., доп. – М.: НИЦ Московская консерватория. 2016.
Устно
- • пение мажорных и минорных гамм трех видов, ладов народной музыки, пентатоники, дважды гармонического мажора и минора, хроматической гаммы;
- • пение и определение на слух диатонических и альтерированных ступеней лада;
- • пение и определение на слух диатонических и хроматических интервалов, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
- • пение и определение на слух трезвучий (мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных) и их обращений, всех диатонических септаккордов и их обращений, а также разрешений септаккордов: D7 с обращениями, II7 с обращениями и VII7 с обращениями.
Пение и определение на слух DD7 с обращениями и разрешениями в тональность и ее альтерированные разновидности — D7b5, ввD7, DD7#1, ввD7b3, DD7#1b5;
- • определение на слух модуляций в тональности I степени родства
Пример:
Мажор: I – II2 – D65 – T – D2 → IV6 – DD43#1b5 – D – T – D43 – T=S DD65#1 – K64 – D7;
Минор: t – III – S – II43– ввD65b3 K64 D – t – III – S – t6 – D65 → IV=VI – II65 – DD43#1b5 – K64 – D7 – t – S64 – t;
- • пение с листа одноголосной мелодии с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности. Простые и сложные размеры; синкопы, триоли, дуоли.
Примерная степень трудности: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. I, № 535.
Гармония:
Письменно
Гармонизация мелодии с отклонениями и модуляцией в тональности I степени родства с применением всех аккордов по программе музыкального училища.
Время написания работы — два часа.
Устно
- выполнение заданий на фортепиано:
• игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
• игра разрешений всех диатонических септаккордов и их обращений;
• аккордов DD со всеми возможными альтернациями гармонический анализ музыкального отрывка с листа;
- гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
Примерная степень трудности: Л. Бетховен — первый период из II части 7 Сонаты; первые периоды в пьесах П. И. Чайковского «Январь», «Июнь»,
«Октябрь» из «Времен года»;
- ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.