Игумнов
Константин Николаевич

  • Годы работы: 1899 - 1948
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Игумнов<br /> Константин Николаевич

Родился 19 апреля 1873 г., умер 24 марта 1948 г. в Москве.

Пиа­нист, педагог.

Директор Московск консерватори (1924–29).

Музыкой занимался с раннего детства. Переехав в Моск­ву (1887), в течение года брал частные уроки у Н.С. Зверева. В 1888–94 учился в Московск консерваториу А.И. Зилоти, затем – П.А. Пабста (фортепиано) и В.И. Сафонова (камерный ансамбль). Занимался теорией композиции у А. С.Аренского, М.М. Ип­политова-Иванова, С.И. Танеева. Окончил курс с золотой медалью. В 1892–94 учился также на юридическом, затем исто­рико-филологическом факультетах Московского университета. Получив в 1895 почетный отзыв на 2-м Международном конкурсе пианистов им. Антона Ру­бинштейна в Берлине, начал активно концертировать в стране и за рубежом. Гастролировал в Германии (1908, 1910, 1911).

Выступал как солист, а также в ансамбле с И.В. Гржимали, А.Я. Могилевским, Б.О. Сибором, А.А. Брандуковым, А.Э. фон Гленом, Квартетом им. Бетховена.

 «Мой исполнительский путь сложен и извилист, – вспоминал И. – Я разделяю его на следующие периоды: 1895–1908 гг. – период академический; 1908–1917 гг. – период зарожде­ния исканий под влиянием художников и писателей (Се­ров, Сомов, Брюсов и др.); 1917–1930 гг. – период переоценки всех ценностей; увлечение колоритом в ущерб рисунку, злоупотребление rubato; 1930–1940 гг. – посте­пенное формирование моих теперешних взглядов на про­блемы пианизма. Однако вполне я осознал их и нашел себя лишь после Великой Отечественной войны» (Игум­нов К.Н. 1966. С. 144).

Главной особенностью своей натуры считал эмоциональ­но-романтическое отношение к музыке: «До известной степе­ни она была создана созерцательным бытием и окруже­нием – моей учительницей, лирически чувствительной и религиозной; братом, любившим стихи; отцом, который постоянно любовался звездами и любил цветы... Все это настраивало меня на чисто романтическое миросозерца­ние, вызывало романтические настроения...» (К.Н. Игум­нов о творческом пути и исполнительском искусстве пианиста... С. 49).

Несравненными были умение пианис­та «петь» на рояле, благородство и красота звука. Центральное место в репертуаре занимала музыка композиторов-ро­мантиков – Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, А.Г.Рубин­штейна, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского (трактовка Игумновым цикла «Времена года» и ряда других произведений была призна­на шедевром русского исполнительского искусства). Первый исполни­тель (после автора) Сонаты №2, Концерта №4, «Рапсо­дии на тему Паганини» для фортепиано с оркестр Рахманинова, Кон­церта №1 для фортепиано с оркестр А.К. Глазунова, «Вариаций на тему Глинки» А.К. Лядова и др.

Выдающийся педагог, создатель крупнейшей пианис­тической школы. Педагогическую деятельность начал в Москве (1896). В1888–89 преподавал в Музыкальном училище при Тифлисском отделении ИРМО. С 1899 до конца жизни вел класс специального фортепиано в Московской консерватории (в 1942–43 работал в Ереванской консерватории). С 1918 ру­ководил фортепианным отделом, затем исполнительским факультетом. С 1935 воз­главлял одну из кафедр на фортепианном факультете. Воспитал свыше 500 музы­кантов, среди которых: К. Аджемов, Ан. Александров, В. Арга­маков, Б. Берлин, О. Бошнякович, А. Готлиб, М. Готлиб, М. Гринберг, Б. Давидович, И. Добровейн, А. Дьяков, А. Иохе­лес, П. Любошиц, Я. Мильшейн, И.Михновский, Л. Оборин, Н.Орлов, Я. Флиер, Н.Штаркман. В работе с молодыми пианистами придавал большое значение осмысленно­сти музыкальной речи, умению «горизонтально слышать музыку», воспринимать каждую деталь в связи с предшествующим и последующим (Мильштейн Я., 1975. С. 318).

Насторо­женно относился к музыкально-аналитическому методу в работе над произв.: «Когда играешь, вовсе не обязательно знать все формальные особенности произведения, все эти АВС, “шпили”, точки золотого сечения и т.п. Это все средства вспомогательные. Надо прежде всего, и в этом главное, ощущать движение произведения в соответствии с его основным смыслом, как бы “переживать” произведение, познавать его внутреннюю жизнь, а не разлагать его на составные части и потом их слагать» (Мильштейн Я., 1975. С. 345).

В отличие от многих музыкантов не мыслил раз­деление процесса работы на отдельные фазы или этапы: она шла по-разному в зависимости от исполняемой му­зыки. Все технические приемы должны были рождаться из поисков того или иного звукового образа (Там же. С. 278). В 1928–29 член редколлегии журнала «Музыкальное образо­вание» (изд. Московской консерватории). В 1946 – присуждение Сталинской премии.

Публикации:

  • К 60-летию Московской государственной кон­серватории // Музыка и революция. 1927. ¹4; Пробле­мы исполнительства // СИ. 1932. 21 апр.;
  • Творчество, а не ремесло // Там же. 1932. 26 нояб.;
  • О Шопене // Там же. 1935. 11 нояб.;
  • О фортепианных сочинениях Чайков­ского // СМ. 1940.;
  • Мои исполнительские и педа­гогические принципы [вступ. статья Я.И. Миль­штейтна] // СМ. 1948.
  • То же // Выдающиеся пиа­нисты-педагоги о фортепианном искусстве. Л., 1966.

 

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор


Профессор

Народный артист СССР (1964).
Профессор

Доктор искусствоведения
Профессор

Кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
Профессор


Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист СССР
Профессор


Доцент


Доцент


Доцент


Преподаватель


Преподаватель

Заслуженный работник культуры РСФСР
Концертмейстер