Овальный зал Музея. Фото - Д.В. Рылов. 2011 г.
Мысль о создании Музея в Московской консерватории долго носилась в воздухе, но решение о его открытии было принято лишь 3 февраля 1910 года на заседании дирекции Императорского русского музыкального общества (ИРМО). В ту пору консерваторию возглавлял М.М. Ипполитов-Иванов. Финансовую поддержку, необходимую для оборудования и оформления Музея, оказали консерватория, ИРМО и один из его действительных членов, большой друг Ипполитова-Иванова — Д.Ф. Беляев (впоследствии, с 1919 года, хранитель Музея). Наконец, 11 марта 1912 года, в 31-ю годовщину со дня смерти Н.Г. Рубинштейна, в первом учебном корпусе состоялось торжественное открытие Музея имени великого артиста.
Собрание уникальных предметов, на основе которых был создан консерваторский Музей, начало складываться сразу после открытия Московской консерватории (1866) усилиями Н.Г. Рубинштейна и его единомышленников, среди которых прежде всего следует назвать князя В.Ф. Одоевского — великолепного знатока музыки, ученого, писателя. После кончины Одоевского в 1869 году его вдова, выполняя волю покойного, передала в дар консерватории принадлежавшие ему обширные библиотеку и коллекцию музыкальных инструментов. Когда не стало Н.Г. Рубинштейна, его личные вещи и предметы домашнего обихода, собранные им ценнейшие рукописи, автографы, издания и иконографические материалы тоже обогатили сокровищницу Московской консерватории. Одним из крупных приобретений консерватории в конце 1880-х годов явилась коллекция музыкальных инструментов Средней Азии и Казахстана, собранная капельмейстером А.Ф. Эйхгорном. Оборудование Музея М.М. Ипполитов-Иванов поручил Е.А. Колчину — скрипачу, альтисту педагогу, музыкальному деятелю, фотографу, занимавшему в ту пору должность библиотекаря консерватории, а впоследствии — первого хранителя и заведующего Музеем, и И.П. Петрову — смотрителю здания консерватории, великолепно разбиравшемуся во всех хозяйственных вопросах.
Однако дальнейшая судьба Музея имени Н.Г. Рубинштейна сложилась весьма не просто. В начале 1930-х годов, воспользовавшись отсутствием Е.А. Колчина, помощник ректора по хозяйственной части приказал срочно перенести все фонды и имущество Музея в Большой зал консерватории и оставить в фойе первого амфитеатра без присмотра. Многое при этом было разбито, потеряно, а, может быть, и похищено, ведь в Большом зале тогда работал кинотеатр «Колосс», и перед сеансом здесь собирались зрители. Преданный своему детищу Е.А. Колчин сумел все же собрать сохранившиеся сокровища и воссоздать Музей на новом месте.
22 мая 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление № 571 о должностных окладах работников музеев; в приложенном к нему перечне консерваторский музей был отнесен к музеям союзного значения второй категории. А 31 августа 1944 года Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил Положение о Государственном Центральном музее музыкальной культуры. Уже с середины 1940-х годов из названия Музея в отдельных документах, хранящихся в Архиве Московской консерватории, исчезает имя Н.Г. Рубинштейна, хотя приказ об отмене его имени до сих пор не обнаружен. И в 1954 году Музею присваивается новое имя — М.И. Глинки, 150-летие со дня рождения которого широко отмечалось в стране. Но еще долго Музей продолжает находиться в Большом зале консерватории, где оформляются выставки, ведется многообразная деятельность. И только в 1964 году он переезжает в «Палаты Троекуровых» — старинный особняк, памятник архитектуры XVII века, в Георгиевском переулке. Так Московская консерватория лишилась собственного Музея.
Но в феврале 1992 года Музей был восстановлен в структуре Московской консерватории. Он разместился в Третьем учебном корпусе в 318-м классе. Директором стал профессор по истории изобразительного искусства, кандидат искусствоведения Олег Сергеевич Семенов (к сожалению, в августе 1994 года он внезапно скончался).
4 апреля 1995 года был создан Совет Музея, в который вошли представители разных факультетов и межфакультетских кафедр во главе с проректором по научной и творческой работе, профессором А.С. Соколовым. 30 мая 1995 года на заседании Ученого Совета по предложению профессора А.И. Кандинского Музею Московской консерватории вновь присвоили имя Н.Г. Рубинштейна.
В январе 1995 года Музей вернулся на свое старое место — в Овальный зал, расположенный в первом амфитеатре Большого зала консерватории. А в сентябре 1995 года ему передали и те помещения в первом амфитеатре, которые освободились после переезда Государственной коллекции музыкальных инструментов. Так возник Отдел хранения и Выставочный зал Музея. В дополнение к этому Музей получил возможность оформлять как постоянные экспозиции, посвященные истории Московской консерватории, так и временные выставки, приуроченные к знаменательным датам, в фойе первого амфитеатра и партера Большого зала.
Постоянные экспозиции, созданные после возрождения Музея имени Н.Г. Рубинштейна в Московской консерватории, раскрывают ее историю в хронологической последовательности.
Первая из экспозиций, открывшаяся 3 октября 1995 года в Овальном зале Музея, называется — «Московская консерватория. Страницы истории. 1866–1922». Здесь представлены те периоды работы учебного заведения, когда его возглавляли Н.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев, В.И. Сафонов и М.М. Ипполитов-Иванов.
В каждый из разделов экспозиции включены портреты, документы, учебники, музыкальные и литературные сочинения директоров Московской консерватории и трудившихся в ней профессоров — композиторов, исполнителей, ученых.
На самой красивой, обрамленной аркой стене располагаются материалы, связанные с эпохой Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского. Ее непосредственным продолжением является раздел экспозиции, посвященный С.И. Танееву.
Овальный зал Музея. Фото - В.Н. Крайнов. 2003 г.
Самостоятельные стенды и примыкающие к ним витрины посвящены классам специального фортепиано, сочинения (композиции), кафедре истории церковного пения. Не обойдены вниманием и исполнители на струнных, духовых инструментах и вокалисты.
Экспонаты для вновь возрожденного Музея имени Н.Г. Рубинштейна искали по всей консерватории, в соответствии со старой русской поговоркой, — «с миру по нитке».
Так, из Читального зала Научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева в 1995 году был получен бюст выдающегося музыкально-общественного деятеля, пианиста, дирижера Н.Г. Рубинштейна (неизвестный автор; конец XIX века) — основателя Московского отделения Русского музыкального общества и Московской консерватории, ее первого директора и профессора.
Н.Г. Рубинштейн. Неизвестный автор. Конец XIX века
Портрет великого русского композитора, дирижера, музыкального критика, музыкально-общественного деятеля, профессора Московской консерватории П.И. Чайковского (скульптор А.П. Майраслов; вторая половина XX века) передал в 2003 году из своего кабинета в Музей ректор Московской консерватории, профессор А.С. Соколов.
П.И. Чайковский. Скульптор А.П. Майраслов. 1986 г.
Известно, что П.И. Чайковский чрезвычайно высоко ценил творчество М.И. Глинки, всегда подчеркивал его фундаментальное значение для развития русской музыки и, выступая на торжественном открытии Московской консерватории, исполнил фортепианное переложение увертюры к опере «Руслан и Людмила». Поэтому при оформлении экспозиции в Овальном зале Музея было решено включить в нее случайно найденный в 1991 году на складе первого учебного корпуса консерватории живописный портрет М.И. Глинки. Эксперты по произведениям изобразительного искусства установили, что полотно это принадлежит кисти художника А.Г. Горавского (1833–1900) и создано им в 1869 году по заказу П.М. Третьякова (1832–1898).
М.И. Глинка. Художник А.Г. Горавский. 1869 г.
Мраморный бюст другого великого русского композитора, ученого, пианиста, дирижера, музыкально-общественного деятеля — С.И. Танеева (скульптор А.П. Майраслов; 1986 г.), директора Московской консерватории и ее профессора, долгое время хранился в кабинете администратора Рахманиновского зала.
С.И. Танеев. Скульптор А.П. Майраслов. 1986 г.
Живописный портрет В.И. Сафонова (художник В.Н. Яковлев; 1944 г.) — пианиста, дирижера, музыкально-общественного деятеля, директора Московской консерватории и ее профессора поступил в Музей из Читального зала Научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева.
В.И. Сафонов. Художник В.Н. Яковлев. 1944 г.
Бронзовый бюст известного чешского скрипача, профессора Московской консерватории Ф. Лауба (скульптор О. Шпаниель; середина XX века) был подарен к ее 100-летию — в 1966 году — Пражской консерваторией, и с тех пор располагался в любимом многими педагогами-скрипачами 15-м классе первого учебного корпуса. По предложению профессора Т.А. Гайдамович, в 1995 году этот скульптурный портрет работы О. Шпаниеля переместили в Музей.
Неподалеку от бронзового бюста Ф. Лауба располагается портрет его преемника — выдающегося чешского скрипача и профессора Московской консерватории И.В. Гржимали, созданный в 1911 году известным русским художником М.Ф. Шемякиным.
Бюст Ф. Лауба и портрет И.В. Гржимали повествуют об одной из многочисленных династий Московской консерватории. Ведь И.В. Гржимали был женат на дочери Ф. Лауба, а М.Ф. Шемякин — на дочери И.В. Гржимали. Именно сын М.Ф. Шемякина — тоже художник и искусствовед М.М. Шемякин — настойчиво просил о том, чтобы портрет его деда передали в Музей и отреставрировали.
Впоследствии один из потомков этой семейной династии, тоже М.Ф. Шемякин, подарил Музею красивые настенные часы, некогда принадлежавшие Ф. Лаубу и долгие годы украшавшие квартиру И.В. Гржимали, которая находилась в жилом корпусе консерватории (в середине 1950-х годов он был перестроен во второй учебный корпус). Ныне они включены в экспозицию Овального зала и располагаются неподалеку от портретов их старых владельцев.
Архив Московской консерватории поделился с Музеем имени Н.Г. Рубинштейна подлинными старинными документами ее замечательных выпускников. Особенно красивы копии дипломов об окончании учебного заведения А.Д. Кастальского, Н.К. Метнера, Н.А. Рославца, А.Н. Скрябина и других выдающихся музыкантов.
В витринах Музея представлены и другие документы, например, прошения о приеме в Московскую консерваторию, написанные матерью С.И. Танеева, отцом Н.К. Метнера, Н.А. Рославцем. Под большим фотопортретом композитора, дирижера, музыкально-общественного деятеля, профессора и директора Московской консерватории М.М. Ипполитова-Иванова расположены его Свидетельство о выполнении воинской повинности и Паспортная книжка.
В витринах Овального зала экспонируются также старинные издания первых учебников, появившихся в Московской консерватории, например, «Техника фортепианной игры» А.И. Дюбюка (ученика Дж. Фильда), «Руководство к практическому изучению гармонии» П.И. Чайковского. Рядом с ними располагается посмертное издание фортепианных пьес Н.Г. Рубинштейна.
Кроме живописных и скульптурных портретов, фотографий и документов, нотных и книжных изданий, в Овальном зале находятся дирижерские пюпитры, которые специалисты склонны считать принадлежавшими Н.Г. Рубинштейну и П.И. Чайковскому, ибо эти предметы относятся к соответствующей эпохе и сохранились в Московской консерватории. Присутствует здесь и челеста французской фирмы «Mustel», созданная как раз в то время, когда Чайковский привез из Франции челесту для постановки своего балета «Щелкунчик».
Челеста. Предполагается, что принадлежала П.И. Чайковскому
Но едва ли не самый важный экспонат в Овальном зале Музея, позволяющий проводить здесь музыкальные собрания и конференции, — это личный рояль К.Н. Игумнова фирмы «Steinway and Sons» (1903 г.).
Рояль «Steinway and Sons». 1903 г. Принадлежал К. Н. Игумнову. (С памятной табличкой).
Интерьер Музея украшают различные образцы антикварной мебели, к счастью, сохранившейся в учебном заведении, несмотря на все бури и потрясения XX века.
Так, перед портретом М.И. Глинки располагается гарнитур из Царской (ныне — Правительственной) ложи Большого зала консерватории. По мнению экспертов, это — образец парадной мебели второй половины XIX века с резным декором из позолоченного дерева.
Рядом с портретами В.И. Сафонова и М.М. Ипполитова-Иванова экспонируется мебельный гарнитур в стиле «модерн» из карельской березы (XIX век), характерный для интерьера учебных корпусов консерватории.
В центре Овального зала Музея сосредоточены стулья и кресла производства фирмы братьев «Тонет» с изящными конструкциями гнутого дерева (XX век). Именно ими был меблирован партер Малого и Большого залов консерватории в момент их открытия — на рубеже XIX и XX столетий.
В середине минувшего века стулья и кресла фирмы «Тонет» были заменены в концертных залах мягкой мебелью, так как состарились и издавали скрип, мешая восприятию музыки. Найти их на вахтах, в медпункте, на складах консерватории и отреставрировать оказалось непростым, но благодарным делом, ибо они и воскрешают в Музее дух старины, и успешно служат нынешним посетителям музыкальных собраний, которые, как уже упоминалось, регулярно проходят в Овальном зале.
В небольшом фойе перед Овальным залом установлен скульптурный портрет А.Н. Верстовского (1799–1862) — одного из видных московских музыкантов, почетного члена Русского музыкального общества (автор — Ю.А. Сегаль, р. 1971, год создания — 1998-й). А.Н. Верстовский входил в «совещательную комиссию» при Московском отделении РМО. А рядом с бюстом — большой фотопортрет С.В. Рахманинова.
У входа в Отдел хранения Музея посетители Большого зала консерватории видят монументальный скульптурный портрет В.В. Стасова (1824–1906) — выдающегося музыкального и художественного критика (автор — М.Е. Щендрыгина, год создания — 1951-й.)
В Выставочном зале, примыкающем к Отделу хранения Музея, располагается экспозиция «Подарки Музею имени Н.Г. Рубинштейна», которая открылась 27 марта 1997 года. Она дает представление об эволюции Московской консерватории, начиная с середины минувшего века до наших дней.
Фото - Д.В. Рылов. 2011 г.
В соответствии с названием экспозиция в Выставочном зале включает подлинные предметы, которые были подарены Музею имени Н.Г. Рубинштейна с момента его возрождения в Московской консерватории: произведения изобразительного искусства и фотографии, концертные программы и афиши, рукописи и издания с автографами, документы и мемориальные предметы, пластинки и компакт-диски.
Фото - Д.В. Рылов. 2011 г.
Живописные портреты пианисток Е.А. Бекман-Щербины (1881–1951; художник И.А. Кузнецов; 1950-е гг.) и Т.П. Николаевой (1924–1993; автор Н.С. Чуков; 1970–1980-е гг.), альтиста В.В. Борисовского (1900–1972; художник А.В. Моторная; 1940-е гг.) и скрипача Е.М. Гузикова (1887–1972; неизвестный автор; 1940–1950-е гг.), композиторов Р.М. Глиэра (1874–1956; художник А.А. Демушкин; 1950-е гг.) и Н.П. Ракова (1908–1990; неизвестный автор; 1940-е гг.) подарили Музею родные и близкие этих замечательных музыкантов.
Фото - Д.В. Рылов. 2011 г.
Портреты композиторов Н.Я. Мясковского (1881–1950; художник П.Т. Стронский; 1990-е гг.), Д.Д. Шостаковича (1906–1975; автор П.А. Борисов; 1995 г.), дирижера К.С. Сараджева (1877–1954; художник М.М. Шемякин; 1939 г.) преподнесли в дар Музею их авторы.
Художник и искусствовед М.М. Шемякин — потомок крупнейших профессоров Московской консерватории, Ф. Лауба и И.В. Гржимали, подарил Музею серию рисунков, выполненных им в 1930-е годы и посвященных молодым отечественным музыкантам — лауреатам международных конкурсов: портреты скрипачей Е.Г. Гилельс (1919–2008) и М.Г. Эрденко (1885–1940), пианистов Э.Г. Гилельса (1916–1985), Р.В. Тамаркиной (1920–1950) и Я.В. Флиера (1912–1977).
Среди графических работ, экспонируемых в Выставочном зале, есть и портреты музыковедов — М.В. Иванова-Борецкого (1874–1836; художник А.(?) Костюкевич; 1945 г.) и З.Ф. Савеловой (1862–1943; неизвестный художник; 1930–40-е гг.).
Наряду с живописью и графикой, экспозиция содержит скульптурные изображения пианистов А.Б. Гольденвейзера (1875–1961; автор В.П. Папандопуло; 1950-е гг.) и Е.А. Бекман-Щербины (1881–1951; скульптор И. Дмитриев; 1950-е гг.), а также композитора Ан.Н. Александрова (1888–1982; автор Г.И. Озолина; 1960-е гг.).
Но особенно замечателен бронзовый бюст А.С. Пушкина (1799–1837), подаренный Музею Т.В. Голубевой — вдовой композитора Е.К. Голубева (1910–1988), любившего творчество великого русского поэта и обращавшегося к его стихотворениям в своих вокальных сочинениях (рукопись одного из них — романса «Я помню чудное мгновенье» — экспонируется рядом с этой пластической миниатюрой).
Однако доминируют в Выставочном зале фотографии выдающихся музыкантов, запечатлевшие их на концертах и репетициях, в учебных аудиториях и домашних кабинетах. В сочетании с произведениями изобразительного искусства, а также с многочисленными афишами и пластинками они позволяют составить представление о фортепианном, оркестровом, вокальном, теоретико-композиторском факультетах, о факультете симфонического и хорового дирижирования и о межфакультетских кафедрах — камерного ансамбля и квартета, концертмейстерского мастерства.
Фото - Д.В. Рылов. 2011 г.
Особую атмосферу этой экспозиции придают музыкальные инструменты и мемориальные предметы, расположенные на антикварной мебели начала XX столетия. Посетители Выставочного зала могут увидеть украинскую бандуру, русские народные инструменты (две продольные флейты, соломенную дудочку, курский рожок) и фонограф, которые поступили в Музей из других отделов консерватории.
Неподдельный интерес вызывают экспонаты из обширного и разнообразного по составу фонда семьи Е.А. Бекман-Щербины и С.С. Скребкова (1905–1966): алебастровая ваза, подаренная на свадьбу Е.А. Бекман-Щербине, и гравировальные доски, с которых печатались ноты детских песенок. Е.А. Бекман-Щербина и ее муж Л.К. Бекман сочиняли их для своих маленьких дочек.
Привлекают внимание и предметы из фонда Н.П. Ракова (1908–1990): принадлежавшие ему дирижерская палочка, метроном и магнитофон фирмы «Philips», переданный в Музей вместе с магнитными лентами, на которых записаны многие его сочинения.
О том, что Выставочный зал непосредственно примыкает к Отделу хранения Музея, свидетельствует включенная в экспозицию личная картотека пианиста, органиста и музыковеда Л.И. Ройзмана (1915–1989), подаренная его вдовой — Л.В. Мохель — в составе огромного и очень ценного фонда. А рядом располагается шкаф с полным нотным наследием композитора Ан.Н. Александрова (1888–1982), как опубликованным, так и рукописным, — раньше он находился в квартире композитора.
В витринах Выставочного зала представлены рукописи и издания, в том числе — с автографами, концертные программы и компакт-диски — все это интереснейшие документы эпохи, способные рассказать многое о жизни Московской консерватории во второй половине XX — начале XXI века и о судьбах музыкантов, связанных с ней.
Те подлинные реликвии, которые удалось по крупицам собрать за годы, минувшие со дня возрождения Музея имени Н.Г. Рубинштейна, воспринимаются словно драгоценные осколки времени, в которых отпечаталась память замечательных музыкантов Московской консерватории.
Постоянные экспозиции Музея последовательно и многогранно раскрывают эволюцию учебного заведения на протяжении почти полутора веков. Они не только позволяют проводить экскурсии для гостей вуза и туристических групп, но, что очень существенно, выполняют функции содержательного, интересного визуального ряда, дополняющего лекции по истории музыкального образования в России, которые регулярно читаются студентам-музыковедам и слушателям Факультета повышения квалификации.
Залогом обогащения и обновления экспозиций Музея является непрестанное пополнение его коллекции, основанное на щедрости дарителей — профессоров Московской консерватории и их потомков.