цена билета 100 - 200
«Серебряный век (избранное)»
Лауреат международных конкурсов
Екатерина Державина (фортепиано)
В программе:
Катуар
Четыре пьесы, соч.12
Скрябин
Пять прелюдий, соч.74
Прокофьев
Сказки старой бабушки, соч.31
Метнер
Соната-сказка, соч.25 №1
Станчинский
Соната ми-бемоль минор
Соната №1 фа мажор
Метнер
Три пьесы памяти А. Станчинского, соч. 31
Программа концерта, открывающего сезон в Рахманиновском зале, посвящена музыке прекрасного, сложного, изысканного и блестящего периода в русском искусстве — так называемого «Серебряного века». Открывают её Четыре Пьесы соч. 12 Георгия Катуара (1861–1926), внука приехавшего в начале XIX века из Лотарингии в Москву французского дворянина Катуара де Бионкура. В мелодике элегантных, отмеченных изяществом и благородством вкуса Пьес слушатель обнаружит явное влияние П. И. Чайковского… Уютное благозвучие музыки Катуара сменит экстатическая атмосфера Прелюдий соч. 74 Александра Скрябина (1872–1915), сочинённых в 1914 г., и, по мнению автора, вплотную приближающихся к задуманной им Мистерии. «Это смерть», — сказал композитор о второй пьесе цикла… и Прелюдии оказались его последним опусом… Совершенно другая грань эпохи, чуждая скрябинской мистике — мир Сергея Прокофьева (1891–1953). Его чудесные лирические пьесы «Сказки старой бабушки» соч. 31 (1918), написанные в самом начале временной эмиграции, ещё принадлежат уходящему времени с его красочным многообразием… Прокофьевский эпиграф к «Сказкам»: «Иныя воспоминанiя наполовину стерлись въ ея памяти, другiя не сотрутся никогда».
«Сказочную» тему продолжит «Соната-Сказка» соч. 25 № 1 Николая Метнера (1880–1951). Сказка как фортепьянная миниатюра была излюбленным жанром композитора, и, как восхищенно говорил С. Рахманинов, никто не умел «рассказывать сказки» лучше Метнера. Соната состоит из трёх таких сказок, тематически переплетающихся между собою в неповторимой метнеровской манере.
Второе отделение посвящено Алексею Станчинскому (1888–1914), одному из самых загадочных и талантливых людей эпохи. Таинственностью окутаны его уход из дома и ранняя смерть — в возрасте 26 лет. За свою короткую творческую жизнь Станчинский успел пройти колоссальный путь от подражания Скрябину до своего собственного стиля, предвосхищавшего многие явления гораздо более позднего времени. Это очень слышно на примере его двух Сонат для фортепьяно, первую из которых автор даже не удостоил порядковым номером, ведь она была сочинена в 13-летнем возрасте! Памяти безвременно ушедшего из жизни гениального композитора посвящены Три Пьесы соч. 31 Н. Метнера: Импровизация, Траурный марш и Сказка…
Е. Державина
Екатерина Державина родилась в Москве. Училась в МССМШ им. Гнесиных (класс преподавателей Ю. Полунина, В. Полуниной), затем в Российской Академии музыки им. Гнесиных; там же закончила аспирантуру (класс преподавателя В. Троппа).
В 1989 г. получила III премию и специальный приз за лучшее исполнение романтического сочинения на VIII Всероссийском конкурсе пианистов; в 1992 г. — I премию на Международном конкурсе пианистов «И. С. Бах» в Германии.
Преподаёт в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусств и в Академии им. Маймонида. Проводила мастер-классы в Германии, России, США, Канаде.
Концертная география пианистки охватывает такие страны, как Австрия, Германия, Франция, Словакия, Люксембург, Лихтенштейн, Финляндия, Канада, США, Россия, Украина, Белоруссия. Е. Державина выступает сольно, с оркестрами: п/у Д. Стерна, Ж-П. Пенэна, Г. Хартмана, Х. Хаага, А. Рудина, Э. Грача и др., с певцами, инструменталистами, в составе трио, квартетов, квинтетов и т. д.
Принимала участие во многих фестивалях Европы и Северной Америки: Mosel Festwochen, Thueringer Bachwochen, Фестиваль редкой фортепианной музыки (Германия), Festival de Lanaudiere (Канада), «М. Юдина и музыкальная культура Германии» (Москва), Метнер-фестиваль (Москва, 2006, 2007), одним из организаторов которого она являлась, в сотрудничестве с пианистом Борисом Березовским. Организовала и принимала участие в цикле концертов «Памяти великого артиста» (к 90-летию С. Рихтера; сезон 2004–2005) и «Памяти Эмиля Гилельса» (октябрь 2006).
В 1996 г. на «Arte Nova classics» вышел диск Е. Державиной с «Гольдберг-вариациями» И. С. Баха. Среди других записей: клавирные сонаты Гайдна, русская камерная вокальная музыка (с французской певицей Catherine Nick, сопрано), 5 клавирных концертов Гайдна (с академическим камерным оркестром «Musica Viva» п/у А. Рудина), произведения Метнера (2 диска, 2008), альбом памяти Г. Гульда, CD «Концерт в Монреале» (2004). Пианистка имеет также записи на радио в Москве, Кельне (WDR), Берлине (Deutschland Radio), Саарбрюккене (SR), Монреале.
Телефон для аккредитаций +7(495)627-72-68