30
МАЯ
2015
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Поиск

Билеты продаются

XIII Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»

«Эхо Могольской империи»

Индийская классическая музыка традиции хиндустани

Атиш Мукхопадхьяй (сарод) (Индия)

Анна Пашкевич (табла) (Беларусь)


Атиш Мукхопадхьяй — один из ведущих представителей Майхар Сенья гхараны (исполнительской школы) игры на сароде (штат Мадхья-Прадеш в центральной части Индии). Создателем этой гхараны был всемирно известный музыкант Устад Баба Аллауддин Хан. Далее линию этой традиции продолжил его сын Устад Али Акбар Хан (одновременно ту же школу игры на ситаре развивал Пандит Рави Шанкар), а затем внук — Устад Аашиш Кхан. Учеником последнего и является Атиш Мукхопадхьяй, таким образом, представляя «чистую традицию», что высоко ценится в среде классических музыкантов Индии.

Сарод — индийский струнный щипковый инструмент. Предположительно, его предшественником была ви́на, наиболее древний из струнных инструментов Южной Азии. Здесь имеются в виду её разновидности: сарод-дхайяк вина, которую упоминал ещё Бхарата Муни, легендарный автор трактата «Натьяшастра» («Чтение о драме»; предположительно либо IV–III века до н. э., либо III век н. э.), и сенья рабаб. Свой современный вид и возможности сарод приобрёл в начале XX века, когда Устад Баба Аллауддин Хан и его брат Устад Айят Али Хан существенно изменили его форму и конструкцию. Следует отметить, что до этого для полного, развёрнутого исполнения раги музыканту требовались, кроме самого сарода, ещё два инструмента. Для алапа и джора (вступительных частей композиции раги без участия ударного инструмента) использовался сур срингар, для гата (части в сопровождении ударного инструмента) — собственно сарод, заключительные таны (виртуозные фигуры в быстром темпе) игрались на сенья рабабе. Устад Баба Аллауддин Хан вместе со своим братом усовершенствовал инструмент, объединив в нём возможности всех трёх.

Обладая богатейшими тембровыми и техническими возможностями, сарод оказался великолепным проводником изысканных звуковых идей, откристаллизовавшихся в придворной практике империи Великих Моголов (с 1526 года до середины XVII века), включая рагу (многомерную систему организации звуковой ткани) и принцип ритмических циклов тала (искусство управления временны́м потоком).


www.worldmusiccenter.ru, www.mosconsv.ru
тел.: + 7 (495) 629-21-91, + 7 (926) 213-37-85
e-mail: mkaratygina@inbox.ru



Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы