Саша Филипенко «Концерт для виолончели с характером»
XI Международный фестиваль «Vivacello»
Татьяна Друбич (художественное слово)
Гай Джонстон (виолончель), Великобритания
Борис Андрианов (виолончель)
В программе:
И. С. Бах, Р. Глиэр, Дж. Гершвин, Ж. Оффенбах
Музыкант выходит на сцену в полной тишине и начинает бережно и кропотливо настраивать свой инструмент... Казалось бы, они давно знакомы — виолончелист и виолончель. Но то, что для него – большой срок, для нее – ничто, ведь она старше него в семь раз, и многое повидала на своем веку. Точнее говоря, на трех веках, ведь именно триста лет назад великий мастер Доменико Монтаньяна, крупнейший представитель венецианской школы, создавал свои удивительные инструменты. Один из них — на сцене прямо сейчас, и вы можете его видеть и слышать.
Рассказать историю старинной виолончели от первого лица – такую задачу поставил перед собой писатель Саша Филипенко, и постарался выполнить ее с большой любовью, щедрой фантазией и добрым юмором. Какие события сопровождали рождение прекрасного инструмента, что окружало его в Италии, что случилось с ним после выхода из мастерской... Обо всем об этом зрители узнают от актрисы Татьяны Друбич, которая станет «внутренним голосом» виолончели, ее душой и нервом, в то время как ее музыкальный голос зазвучит из-под смычка Бориса Андрианова. И отдельную интригу внесет в повествование появление второй виолончели...
Уроженец Минска Саша Филипенко окончил факультет свободных искусств Санкт-Петербургского государственного университета и магистратуру, Бард-колледж в Нью-Йорке. Работал сценаристом на российском телевидении, вел собственное шоу на телеканале «Дождь». В 2011 году был отмечен дипломом первой степени белорусского Пен-центра. В 2014 году дебютный роман автора – «Бывший сын» – был удостоен «Русской премии», единственной российской награды для русскоязычных писателей, проживающих за пределами России. В дальнейшем им были опубликованы романы «Замыслы», «Травля» и «Красный крест».
До поступления в Санкт-Петербургский университет Саша Филипенко обучался в минском колледже искусств имени И. О. Ахремчика – поначалу как виолончелист, затем перешел на контрабас. С отличием сдал выпускной экзамен и готовился к поступлению в консерваторию, однако внезапно принял решение отказаться от музыкальной карьеры. По собственному признанию, писатель любит «заниматься музыкой в литературе». Один из его романов – «Травля» – написан в сонатной форме, с глубоким пониманием специфики наиболее сложной из музыкальных форм, с соблюдением всех ее композиционных норм, а также – с запланированными аплодисментами. «Я много лет шел к тому, чтобы выработать свой язык, – говорит писатель. – Многие мои приемы, вероятно, растут из сценарного опыта, какие-то – из музыкального».