6
АПРЕЛЯ
2024
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Людмила Голуб (орган, клавесин), Александр Тростянский (скрипка, альт)

Поиск

цена билета 300 - 2000

К 95-летию со дня рождения Эдисона Денисова (1929-1996)

В концерте принимает участие —

Сергей Гуделёв (гитара)


В программе:

И. С. Бах
Сюита ре минор, BWV 1008
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Соната до минор, BWV 1017
Шестиголосный ричеркар из «Музыкального приношения», BWV 1079

Э. Денисов
Соната для скрипки и органа (1982)
«In Deo speravit cor meum» для скрипки, гитары и органа (1984)
(к 300-летию со дня рождения И.С. Баха)

6 апреля 2024 года исполняется 95 лет со дня рождения Эдисона Васильевича Денисова (1929–1996).

Имя Денисова стоит в ряду крупнейших русских композиторов XX века после Стравинского, Прокофьева и Шостаковича. Его творчество – одна из основных вех русской музыкальной культуры. Владеющий всеми тайнами мастерства, признанный сейчас во всем мире композитор, создавший яркий индивидуальный стиль, он был среди тех, кто открыл новую страницу в истории русской музыки и вывел ее на мировую арену.

С творчеством великого Баха соприкасаются несколько сочинений Э. Денисова. Среди них: Партита для скрипки с оркестром, созданная на основе баховской скрипичной Партиты № 2, Вариации на тему хорала Баха «Es ist genug» для альта и фортепиано (или камерного ансамбля), YIII часть кантаты «Утренний сон» на стихи Р. Ауслендер под названием «Фуга Баха», в которой цитируется тема одной из фуг «Хорошо темперированного клавира».

Тембр органа, безусловно, интересовал композитора, хотя он в своем творчестве обращался к органу не часто: в Сонате для скрипки и органа и в двух произведениях, связанных с религиозной темой, – пьесе «In Deo speravit cor meum» и Реквиеме.

Важное место среди «баховских» сочинений Денисова занимает и исполняемая сегодня пьеса «In Deo speravit cor meum» («На Господа уповало сердце мое») для скрипки, гитары и органа. Она была создана к трехсотлетнему юбилею И.С. Баха в 1984 году по заказу фестиваля города Касселя (Германия), где и была впервые исполнена немецкими музыкантами во время баховских торжеств.

Сочинение писалось специально для исполнения в соборе Касселя. Композитору было заранее известно, что в планируемом концерте фестиваля пьеса будет исполняться сразу после «Музыкального приношения» Баха. Так возникла идея тематической переклички – Денисов кладет в основу своего опуса ту же самую тему, которую использовал Бах в своем сочинении (принадлежащую прусскому королю Фридриху II). Кроме этой цитаты одним из основных тематических источников сочинения Денисова является знаменитая баховская монограмма ВАСН.

В своем произведении Денисов использовал акустические особенности собора, в котором проходила премьера. Тем самым он творчески претворил пространственную идею, столь привлекавшую композиторов предшествующих эпох, писавших для церкви. Помимо «запланированного» стереофонического эффекта, возникшего в результате особого расположения исполнителей в соборе (гитарист находился в алтаре, скрипач на хорах, а органист, как обычно, на самом верху), в любой большой церкви существует эффект реверберации, то есть звук как бы «отстает» и доходит до слушателя с некоторым опозданием в зависимости от того, в каком месте он сидит. Сочинение Денисова написано так, что музыканты иногда могут даже сдвигаться в своих партиях; композитором предусмотрена возможность смещения отдельных фраз во временно́м пространстве. Таким образом, возникает эффект движения звуков – они словно путешествуют по огромной церкви и многократно отражаются в ее таинственных сводах.

                                                                    По материалам статьи Валерии Ценовой


Ссылки


Александр Тростянский

Заслуженный артист Российской Федерации (2007)

Людмила Голуб

Заслуженная артистка России


Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы