Вадим Борисовский (альт)


  • Год выпуска: 2006
Карл Диттерсдорф. Конценртная симфония Гектор Берлиоз. Гарольд в Италии Вадим Борисовский (альт)

Вадим Васильевич Борисовский (1900 – 1972) – выдающийся музыкант, альтист, педагог, основатель советской альтовой школы. В консерватории он начал учиться как скрипач, но затем перешел в класс альта. В 1922 г. началась концертная деятельность Борисовского, сначала как солиста-альтиста, а затем и солиста на виоль д\'амур. В. В. Борисовский приложил много сил и труда для утверждения и «реабилитации» альта как сольного инструмента. С 1923 по 1966 он был бессменным участником Квартета им. Бетховена. В 1929 году у него возникла идея систематизации альтовых произведений и создания каталога произведений, написанных для альта. В 1932 году Борисовский, совместное немецким музыковедом Вильгельмом Альтманом, создают каталог произведений, написанных для альта и виоль д\'амур, изданный позднее, в 1937 году (Altman W., Borissowsky W. Literaturverzeichnis fur Bratsche und Viola d\'amore). Все время заботясь о расширении альтового репертуара, В. В. Борисовский был первым исполнителем многих произведений советских и зарубежных композиторов, много времени посвятил редакциям и обработкам, среди которых наиболее значительными являются редакции сонаты М. И. Глинки, концертов Вивальди, Цельтера, Хандошкина, Диттерсдорфа. Перу Борисовского принадлежат более 200 транскрипций для альта различных авторов, нередко целые концерты его класса целиком состояли из первых исполнений его транскрипций. Наиболее часто исполняемые до нашего времени являются 2 сюиты из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», обработки пьес Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова. Педагогическая деятельность В. В. Борисовского началась с 1925 года в качестве преподавателя специального класса альта в Московской консерватории, в 1935 году он становится профессором, а затем главой кафедры альта и арфы. Им была воспитана целая плеяда выдающихся исполнителей и педагогов, среди которых Р. Баршай, Ф. Дружинин, Г. Матросова, Ю. Башмет, продолживших исполнительские и педагогические традиции своего учителя.
В программу настоящего компакт-диска вошли еще не издававшиеся записи В. В. Борисовского, сохранившиеся в Звуковом архиве Московской консерватории и тщательно отреставрированные его специалистами. «Концертная Симфония для альта и контрабаса с оркестром» является редакцией В. В. Борисовского, изданной В. Альтманом по оркестровым голосам «Концертной симфонии для контрабаса и альта с аккомпанементом струнного оркестра, двух гобоев и двух валторн». Это был, по сути, концерт для контрабаса в сопровождении альта, или, по словам Борисовского, «концерт для контрабасиста-виртуоза и калеки-альтиста». В своей редакции В. В. Борисовский не только значительно дополнил партию альта, но и увеличил состав оркестра, как справедливо отметил В. Юзефович «...смысл редакции Борисовского заключается в выравнивании сольных партий...». Прием «переклички» альта и контрабаса, примененный Диттерсдорфом эпизодически, становится у Борисовского основным принципом изложения партий солирующих инструментов. Отметим, что почти постоянное заполнение пауз фигурациями альта и контрабаса и большое количество двойных нот в партии альта значительно утяжеляют фактуру концерта и лишают его классической ясности и прозрачности. Возможно, для сторонников «аутентичности» редакция Борисовского покажется весьма спорной, но для поклонников таланта Вадима Васильевича концертное исполнение этой редакции совместно с замечательным контрабасистом Леопольдом Андреевым является редкой возможностью насладиться чудесным звуком его альта и ощутить масштаб его творческой личности. Среди дошедших до нас записей В. Борисовского «Гарольд в Италии» является, пожалуй, наиболее совершенной и, как никакая другая, позволяет нам проникнуть во внутренний мир великого музыканта.
Если считать справедливым высказывание А. Бошо, что «Гарольд в симфонии носит имя, заимствованное у Байрона, но имеет душу Берлиоза», то, в исполнении «Гарольда» В. В. Борисовским, к образу главного героя прибавляются еще и свойства удивительно тонкой, аристократической, с оттенком философской грусти и меланхолии души музыканта.
В самые тяжелые моменты жизни (сюда можно отнести и годы РАПМа, и запрет игры на «буржуазном» инструменте viola d\'amour, и запрет на «буржуазного» Бетховена, и отсутствие возможности концертировать, и ожидание ареста в 1937 году, и знаменитое постановление 1948 года «О формализме в искусстве», в котором жесточайшей критике был подвергнут его ближайший друг – Д. Д. Шостакович.), В. В. Борисовского никогда не оставляло чувство красоты и идеала, стремления к совершенству, как в исполнительстве, так и в поэзии (до нас дошел сборник стихов В. В. Борисовского «Альбом святых воспоминаний»). Именно Творчество позволило ему пережить и тяжелые военные годы, когда по затемненной Москве, зимними ночами, квартет им. Бетховена собирался на студии Центрального телеграфа на ул. Горького, чтобы, играя в прямом эфире, помогать людям в преодолении тягот войны.
Глубокое знание классической поэзии, высочайший уровень культуры, который делал В. В. Борисовского ярким представителем «серебряного века» в музыке — все это можно услышать в исполнении «Гарольда в Италии», в чудесных звуках его альта Гаспаро де Сало, которыми музыкант смог передать свое кредо, сформулированное им самим в окончании третьего сонета из венка сонетов «Творчество», посвященного Д. Д. Шостаковичу: «И мы в треньях творческой истомы – К одной мечте безудержно влекомы, Когда в нас сердцем Cветлый миг воспет!» А. В. Бобровский

Исполнители:  Вадим Борисовский, альт Леопольд Андреев, контрабас Симфонический оркестр Московской областной филармонии Дирижер Михаил Тэриан (1–4) Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио Дирижер Александр Гаук (5–8)

Композиторы:  Карл Диттерсдорф (1739-1799) Гектор Берлиоз (1803-1869)



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Карл Диттерсдорф (1739-1799)
Концертная симфония для контрабаса, альта и оркестра Ре мажор
1.Allegro7.02
2.Andantino6.52
3.Menuet3.00
4.Allegro ma non troppo3.32
Гектор Берлиоз (1803-1869)
Гарольд в Италии, симфония для альта с оркестром, ор. 16
5.Harold aux montagnes16.48
6.Marche des pelerins9.00
7.Serenade d’un montagnard des Abruzzes7.16
8.Orgie de brigands11.14



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  серия:Великие музыканты в Московской консерватории
  live / studio:live / studio
формат:ADD
звукорежиссер:Реставрация – Вера Парфенова
инженер:Игорь Соловьев
дизайнер, название используемых иллюстраций:Максим Компанеец
исполнительный продюсер:Евгений Платонов
копирайт и права (C) (P):Московская государственная консерватория
общее время звучания:64.44
год издания:2006
место записи:Запись в Большом зале Московской консерватории (1–4), в студии Всесоюзного радио (5–8)
дата записи:28 февраля 1958 г. (1–4)
Неизвестна (5–8)
цена:78 руб. 67 коп.