Дирижер сэр Малколм Сарджент


  • Год выпуска: 2011
  • SMC CD 0043

1950-е и 1960-е годы были временем небывалого расцвета исполнительского искусства. Искусство многих замечательных музыкантов той поры ныне стало достоянием истории, стало легендой. Редкие документальные фонограммы с записями их концертов сохранены в фонде Московской государственной консерватории. Они запечатлели часть славной истории самой консерватории и, одновременно, являются значительной общенациональной культурной ценностью. Качество этих фонограмм различно. Иногда для записи вынужденно использовалась недоброкачественная магнитная лента, иногда все технические средства не соответствовали высокому художественному уровню концерта. Но несмотря на значительные, иногда неисправимые дефекты, они сохранили до наших дней искусство выдающихся музыкантов прошедших лет, «остановили» неповторимое мгновение. Ныне, после необходимой восстановительной работы, некоторые из этих фонограмм составили основу серии компакт-дисков, подготовленных студией Московской консерватории.

В XX столетии Великобритания дала миру немало выдающихся музыкантов, в частности, значительную плеяду великолепных дирижеров (один из них — Альберт Коутс — был тесно связан с Россией). Некоторых из них в Москве услышали в 1950-х годах. Сэр Малколм Сарджент был одной из самых ярких личностей среди британских дирижеров. Его искусство было хорошо известно во всем мире и почиталось как крупнейшими музыкальными авторитетами, так и массой рядовых слушателей.

Сэр Малколм Сарджент (полное имя артиста — Харолд Малколм Уоттc) родился в Лондоне 29 апреля 1895 года. Дирижером он стал сравнительно поздно, хотя с детства проявил значительную одаренность и любовь к музыке. Пятнадцати лет он окончил Королевский колледж в Лондоне и с 1911 года был органистом собора в Питерборо, в 1914 году перешел на ту же должность в Мелтон. Дирижерский дебют Сарджента состоялся в 1921 году. Решающую роль в дальнейшей судьбе музыканта принадлежала самому крупному дирижеру Великобритании тех лет сэру Генри Буду. Будучи церковным органистом, Сарджент в свободное время занимался на фортепиано, пробовал свои силы в композиции, работал с любительскими оркестрами и хорами. По словам самого Сарджента, профессию дирижера его «заставил изучать Генри Вуд». На этой стезе молодой музыкант обрел себя. Некоторое время спустя маститый Вуд писал о нем: «С моей точки зрения, это один из лучших современных дирижеров. Помнится, кажется в 1922 году, он пришел ко мне просить совета — заниматься ли дирижированием. Я слышал, как годом раньше он дирижировал своим Ноктюрном и Скерцо. У меня не оставалось сомнений, что он легко может превратиться в первоклассного дирижера. И мне приятно сознавать, что я был прав, уговорив его оставить фортепиано».

Сарджент выдвинулся в 1920-е годы, в то время, когда не было недостатка в крупных талантах. Он работал в видных оперных труппах, с различными оркестрами. В 1927-1930 годах ему довелось сотрудничать с Русским балетом Дягилева. С 1928 года он возглавлял Королевское хоровое общество. Тесными были его контакты с лучшими английскими оркестрами — Лондонским филармоническим и Лондонским симфоническим. В 1950-1957 годах выдающийся дирижер возглавлял оркестр радиокорпорации Би-Би-Си. В течение многих лет Сарджент был главным дирижером и в знаменитых «Променад-концертах», некогда руководимых его прославленным предшественником — Генри Вудом. В этих популярных программах для массового слушателя Сарджент исполнил сотни произведений композиторов всех времен и народов. Имя Сарджента знала вся Британия. Он внес свою лепту в исполнение лучшего, что есть в британской музыке от Перселла до Элгара, Уолтона, Бриттена. Велики его заслуги в исполнении в Англии новых произведений европейских авторов, в том числе и советских — Шостаковича, Хачатуряна. Но особенно велика роль Сарджента в исполнении и популяризации в Англии классического музыкального наследия XVIII - XIX веков. Он был превосходным интерпретатором масштабных ораторий Генделя (две сарджентовские записи «Мессии» и поныне принадлежат к числу лучших в обширнейшей дискографии этого великого произведения). Он был великолепен в романтическом репертуаре, ему принадлежат строгие, без претензий на откровения, но ясные и исполненные подлинного величия трактовки творений венских классиков. Не случайно еще в 1930-е годы Сарджент был излюбленным партнером в концертах и студиях таких великих музыкантов, как пианист Артур Шнабель (записал с Сарджентом все Концерты Бетховена), виолончелист Григорий Пятигорский, скрипач Яша Хейфец. Ряд имен выдающихся музыкантов столетия, с которыми сотрудничал выдающийся английский дирижер, — от Иегуди Менухина и до Мстислава Ростроповича — столь пространен, что занял бы больше места, чем эта статья о Сардженте. Еще в 1955 году один из английских критиков писал: «Даже для тех, кто никогда не бывал на концерте, Сарджент является сегодня символом нашей музыки. ... нет музыканта в стране, который сделал бы больше, чтобы привести людей к музыке и музыку приблизить к людям.» За свою деятельность музыканта-просветителя и высокие артистические свершения выдающийся дирижер еще в 1947 году был удостоен рыцарского звания. «До тех пор, пока я буду ощущать достаточно сил и пока меня будут приглашать дирижировать, я с радостью буду работать. Моя профессия всегда приносила мне удовлетворение, — говорил сэр Малколм Сарджент в одном из интервью, — приводила меня во многие прекрасные страны и дарила мне прочную и ценную дружбу».

Дважды он посетил нашу страну, здесь его искусство нашло и самый радушный прием и редкое понимание. С некоторыми прославленными московскими музыкантами Сарджент встречался и концертировал ранее, во время их гастролей в Великобритании — с Давидом Ойстрахом, с Эмилем Гилельсом. Существует даже запись Тройного концерта Бетховена в исполнении трио Лев Оборин — Давид Ойстрах — Святослав Кнушевицкий, выполненная ими в Лондоне совместно с Сарджентом. После одного из московских концертов британского маэстро столь значительный авторитет, как Лео Гинзбург, написал почти исчерпывающий отзыв, в котором отражена суть исполнительской манеры дирижера: «...Сарджент, казалось бы, совсем не дирижирует. Движения его скупы. Кончики длинных, нервных пальцев выражают у него подчас много больше, чем дирижерская палочка, он по большей части дирижирует параллельно обеими руками, никогда не дирижирует наизусть, а всегда по партитуре. Сколько дирижерских «грехов»! И при этой, как будто бы «несовершенной» технике оркестру всегда понятны до конца малейшие намерения дирижера. Пример Сарджента наглядно, какое огромное место занимают в дирижерском мастерстве ясное внутреннее представление о музыкальном образе и твердость творческих убеждений, — и какое подчиненное, хотя и очень важное место занимает внешняя сторона дирижирования». В целом Сардженту присущи и общие черты английской дирижерской школы, но примат «внутреннего представления» и «творческих убеждений» над внешностью, целеустремленное постижение глубинной сущности исполняемой музыки характерен для него может быть даже более, чем для кого-либо из его выдающихся коллег в Великобритании. Сэр Малколм Сарджент скончался 3 октября 1967 года. Его имя и поныне не забыто, а многочисленные записи (многие из них имеют давность уже около семидесяти лет!) продолжают жить и поныне, не утрачивая своей вневременной ценности. Настоящие документальные фонограммы не только показательны для благородного творческого облика выдающегося британского дирижера, но и свидетельствуют о его незаурядной способности быстрого и плодотворного творческого контакта с новым оркестром, не имевшим достаточного опыта исполнения шедевров венской классики.