Фестиваль «Неделя памяти Н. С. Корндорфа»

25 мая 2011 г. - 1 июня 2011 г. | Фестивали

Международный музыкальный фестиваль
«Неделя памяти Николая Сергеевича Корндорфа (1947-2001)»

Концерты и конференция

25 мая — 1 июня 2011 г.


Программа фестиваля

С 25 мая по 1 июня 2011 года в Москве будет проходить Международный фестиваль памяти выдающегося композитора второй половины XX столетия — Николая Сергеевича Корндорфа (1947-2001). Фестиваль, в котором примут участие музыковеды и исполнители из Великобритании, Германии, Израиля, Канады, Швеции, организован по инициативе Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В рамках этого фестиваля состоятся шесть концертов и научная конференция. Сочинения Корндорфа будут исполнены в концертных залах Московской консерватории, Московского Дома композиторов, Артистического центра «Ямаха» и Еврейского культурного центра. В концертах примут участие многие известные музыканты: заслуженный артист России Михаил Березницкий (альт); Станислав Давыдов (валторна); Пётр Айду (мультиинструменталист); заслуженный артист России, руководитель Симфонического оркестра Московской консерватории Анатолий Левин; композитор Иван Соколов; художественный руководитель «Студии новой музыки» Владимир Тарнопольский и многие другие.

Международный фестиваль, посвящённый творчеству Николая Корндорфа, будет впервые проходить в Москве.

Павел Скороходов

Николай Корндорф — один из крупнейших русских композиторов конца ХХ века, чья музыка, не являясь на сегодняшний день хорошо известной широкой аудитории, тем не менее, уже получила заслуженное признание публики и специалистов, завоевав репутацию значительного художественного явления в современном искусстве. Произведения Корндорфа, — а каталог его творчества довольно объемен и насчитывает около полусотни сочинений, написанных в разных жанрах, — несут на себе печать самобытного творческого дара и высокого мастерства.

Николай Корндорф родился 23 января 1947 года в Москве. Композиторское образование он получил в Московской государственной консерватории, которую окончил в 1973 году (класс С. Баласаняна). Спустя несколько лет, в 1979 году, Корндорф, уже как дирижер, заканчивает аспирантуру (класс Л. Гинзбурга). В консерватории, на кафедре композиции и инструментовки, проходила и педагогическая деятельность Николая Корндорфа. С именем Корндорфа как общественного деятеля связано и возрождение в 1990 году Ассоциации современной музыки (АСМ-2) — преемницы известной композиторской организации, существовавшей в России в двадцатые годы. Определенной биографической вехой стал для композитора май 1991 года, когда Николай Корндорф переезжает из СССР в Канаду. Там композитору суждено было провести последнее десятилетие своей жизни, оборвавшейся 30 мая 2001 года.

Очевидно, что и «русский», и «канадский» периоды творческой биографии Корндорфа оказались в равной мере насыщенными. Оба они отмечены серьезными художественными обретениями на пути интенсивного творческого поиска, цель которого — передать средствами искусства отношение художника к важнейшим вопросам — «религиозным, нравственным, проблемам взаимоотношения красоты и реальности, духовного и антидуховного» (Н. Корндорф).

Композиторское наследие, оставленное Корндорфом, многообразно. Среди крупных форм выделяется симфонический жанр, к которому композитор тяготел на протяжении всего творческого пути. Помимо камерной симфонии «Confessiones» (1979), это Первая симфония (1975), открывающая каталог зрелых сочинений композитора, Вторая (1980), Третья симфония (1988) для большого симфонического оркестра, мужского хора, хора мальчиков, солирующего рояля и чтеца — своего рода opus magnum Корндорфа, — и Четвертая симфония «Underground music» (1996). Для большого симфонического оркестра были написаны также три оркестровых гимна — Гимн I (1987), Гимн II (1987), Гимн III «В честь Густава Малера» (1990), пьесы «Пролог» (1992), «Эпилог» (1993), «Victor» (1995), «In D» (1998), для малого — сочинение «The Smile of Maud Lewis» (1998). Корндорф не обошел вниманием и струнный состав оркестра, для него предназначены такие композиции, как «Con sordino» (1984) и «Concerto capriccioso» (1986) для струнного оркестра и солирующей виолончели.

Обширна область инструментальной музыки Корндорфа, включающая произведения и для отдельных инструментов, и для различных камерных ансамблей. Одна из наиболее известных «музык» в этой жанровой сфере — пьеса «Ярило» (1981) для фортепиано и магнитофонной ленты, ставшая поистине «визитной карточкой» композитора. Из сочинений для рояля назовем «Колыбельную» (1984) для двух фортепиано и фортепианное «Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису» (1999). Есть музыка, написанная и для других инструментов: для органа — «Continuum» (1992), для виолончели — «Пассакалия» (1997), для арфы — «Сanzone triste»(1998). Примеры ансамблевых опусов — «Amoroso» (1986), «Mozart-variatiоnen» (1990) для струнного секстета, Квартет (1992), Струнное трио «Are you ready, brother?” (1996), «Движения» (1981) для ансамбля ударных, «Примитивная музыка» для двенадцати саксофонов (1981) и др. Нередко внося в свои произведения элементы инструментального театра, композитор создавал в этой жанровой форме и целые сочинения, например, обряд «Да!!» (1982) или «Merry music for very nice people» (2000). Перу композитора принадлежат и сочинения, написанные в оперном жанре, речь идет о камерной опере «Марина и Райнер» (1989). Он также является автором нескольких вокальных и хоровых произведений.

Помимо этого, Н. Корндорф работал и в области так называемой «прикладной» музыки, где им созданы поистине превосходные образцы — достаточно вспомнить саундтреки картин «Десять негритят» и «Морской волк».

Музыка Николая Корндорфа звучала и продолжает звучать в исполнении лучших музыкантов и исполнительских коллективов, как в России, так и за рубежом. В их числе, например, Оркестр Большого театра, Заслуженный коллектив республики Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр BBC, Шотландский королевский симфонический оркестр, Государственная академическая симфоническая капелла России и др.

Вместе с тем, музыка этого композитора, несущая в себе мощный заряд подлинности и глубины, обладающая большой эмоциональный силой, без сомнения, достойна занять более прочное место в сознании современного слушателя. Встрече с ней и посвящен нынешний фестиваль.

Ю. Н. Пантелеева, кандидат искусствоведения


Программа фестиваля

25 мая, 19.00

Еврейский культурный центр  (Б. Никитская, 47/3)

Открытие фестиваля 

Дмитрий Чеглаков (виолончель), Федор Амиров (фортепиано)

Корндорф

  • «Passacaglia» (1997) для виолончели соло
  • «Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано
  • «Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы

26 мая, 19.00

Большой зал Дома композиторов (Брюсов пер. 8/10 стр. 2)

Ольга Гречко (сопрано), Татьяна Вымятина (арфа), Дмитрий Чеглаков (виолончель), Иван Соколов, Фёдор Амиров, Михаил Турпанов, Ксения Родионова (фортепиано)

Корндорф

  • «Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы. 
  • «Canzone triste» (1998) для арфы
  • «Колыбельная» (1984) для двух фортепиано
  • «Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано

27 мая, 19.00

Yamaha Artist Services Center (Артистический центр «Ямаха»)
(Леонтьевский пер., д. 11)

Дмитрий Чеглаков (виолончель), Иван Соколов, Фёдор Амиров, Михаил Турпанов, Ксения Родионова (фортепиано)

Корндорф

  • «Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису» (1999) для фортепиано
  • «Колыбельная» (1984) для двух фортепиано
  • «Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы
  • «Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано

29 мая, 19.00

Еврейский культурный центр
(Б. Никитская, 47/3)

Квартет «Carbonari XL» в составе:
Татьяна Фёдорова, Мария Ветрова (скрипка), Анна Адучаева (альт), Анна Дементьева (виолончель)
Дирижёр — Валентин Урюпин

Корндорф Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1992)

30 мая, 19.00

Зал им. Мясковского (Б. Никитская, 13)

Дмитрий Чеглаков (виолончель), Фёдор Амиров, Пётр Айду, Михаил Турпанов, Ксения Родионова (фортепиано), Аяко Танабэ, Марина Жук (скрипка), Александр Митинский, Армен Назарян (альт), Пак Чул-Гын (виолончель), Илья Алпеев (контрабас)
Дирижёр — Диляра Габитова

Корндорф

  • «Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису» (1999) для фортепиано
  • «Колыбельная» (1984) для двух фортепиано
  • «Triptych: Lament, Response and Glorification» (1999) для виолончели и фортепиано
  • «Ярило» (1981) для фортепиано и фонограммы
  • «Mozart-Variationen» (1990) струнный секстет

1 июня, 19.00

Рахманиновский зал (Б. Никитская, 11) 

Закрытие фестиваля

Симфонический оркестр Московской консерватории
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижёр — Анатолий Левин
Михаил Березницкий (альт), Станислав Давыдов (валторна), Аяко Танабэ, Марина Жук (скрипка) Александр Митинский, Армен Назарян (альт), Пак Чул-Гын (виолончель), Илья Алпеев (контрабас)
Дирижёр — Диляра Габитова

Корндорф

  • Концертино для альта и струнного оркестра (1973)
  • «Mozart-Variationen» (1990) струнный секстет
  • «Улыбка Мод Льюис» (1998)
  • «Amoroso» (1986) для 11 исполнителей

Дмитриев-Вилюман

  • «CornDoRF» (1995). Пьеса для валторны и электроники Сергея Дмитриева Вилюмана (Швеция)

Вход на все концерты фестиваля — свободный


Куратор проекта — Павел Скороходов

Телефон для аккредитаций СМИ на территории Московской консерватории 629-06-38
E-mail: mgk-info@mail.ru


Ссылки