Авторские курсы повышения квалификации 2021-2022

14 декабря 2021 г. | Образование

Региональные традиции в русском народном музыкальном творчестве: истоки и современность

На занятиях предусмотрено прослушивание аудиозаписей, просмотр видео- и фотоматериалов, а также практическое освоение нотного и звучащего материала по выбору слушателей. Курс ведёт Нина Михайловна Савельева. Формат курса: онлайн.

 

6 сентября 2021 - 19 сентября 2021

О художественных идеях музыки XVIII—XXI веков и её связях с другими видами искусства

Курс представляет собой размышления автора (композитора и пианиста) о сочинениях, которые он играл, о которых читает курс лекций по теории музыкального содержания, а также о собственных сочинениях. Конкретное содержание курса может варьироваться в зависимости от «пожеланий» слушателей. Курс ведёт Иван Глебович Соколов. Формат курса: очный.

20 сентября 2021 - 3 октября 2021

Нотация латинской литургической монодии в аспекте григорианской семиологии

Предлагаемый курс посвящен изучению музыкальной нотации григорианского хорала в рамках григорианской семиологии. Курс ведёт Юлия Викторовна Москва. Формат курса: онлайн.

20 сентября 2021 - 3 октября 2021

Неизвестный XIX век. Опера, песни, камерно-инструментальные жанры

Этот курс ставит своей целью прежде всего осознание XIX века как некоей исторической целостности, занявшей исключительное положение в европейской музыкальной культуре. Курс ведёт Екатерина Михайловна Царёва. Формат курса: онлайн.

20 сентября 2021 - 3 октября 2021

Исполнительская теория музыки: синергийный подход

Теоретические основы дополняются попутными и целостными анализами шедевров музыкального исполнения. Курс ведёт Вячеслав Вячеславович Медушевский. Формат курса: онлайн.

4 октября 2021 - 17 октября 2021

Цифровая музыкальная образовательная среда

Курс посвящён вопросам использования различных программ и цифровых решений для организцаии образовательного процесса в музыкальном ВУЗе в смешанном и дистанционном формате. Курс велёт Артём Николаевич Ананьев. Формат курса: онлайн.

4 октября 2021 - 17 октября 2021

Современные методы анализа оперы

Курс посвящен главным образом теоретическим проблемам анализа оперы. Автором разработаны методологические положения, которые оказываются правомерными для исследования произведений, относящихся к различным историческим эпохам, художественным течениям, жанровым моделям и индивидуальным композиторским стилям. Курс ведёт Ольга Виссарионовна Комарницкая. Формат курса: онлайн.

4 октября 2021 - 17 октября 2021

Традиции и новации в преподавании современного сольфеджио

В курсе проводится анализ существующих авторских методик преподавания тех или иных дисциплин с точки зрения их перспективности и созвучности задачам, предначертанным каждой из них. Курс ведёт Лола Рауфовна Джуманова. Формат курса: очный.

18 октября 2021 - 31 октября 2021

Компьютерные методы анализа звука в музыкознании

В предлагаемом курсе излагается совокупность современных подходов к анализу звука для целей музыковедения и музыкальной педагогики, разработанных автором на основе компьютерных технологий. Курс ведёт Александр Витальевич Харуто. Формат курса: онлайн.

18 октября 2021 - 31 октября 2021

Новейшая музыка в репертуаре камерного ансамбля

Курс освещает несколько основных проблем, возникающих у ансамблей и солистов, желающих исполнять современную музыку. Новейшие направления исполнительства будут проанализированы в контексте современных исполнительско-аналитических подходов и в исторической взаимосвязи с техниками композиции последней четверти двадцатого века. Курс ведёт Сергей Евгеньевич Чирков. Формат курса: онлайн.

18 октября 2021 - 31 октября 2021

Специфика формообразования в вокальной музыке

Особенности формообразования в вокальной музыке обычно связываются с наличием в произведениях этого рода словесного текста. Специфику формообразования в вокальной музыке определяет, вместе с тем, другая, не менее важная ее сторона — сущность самого пения, в частности, его процессуальная природа. В выводах о взаимоотношении двух аспектов музыкальной формы — процессуального и «кристаллического» — анализ вокального формообразования может быть чрезвычайно полезен. Курс ведёт Татьяна Юрьевна Чернова. Формат курса: очный.

15 ноября 2021 - 28 ноября 2021

Полифоническая композиция в немецкой музыке XV-XVI веков

Курс посвящен теоретическим аспектам, связанным с немецкой полифонией конца XV–XVI веков. Среди них — жанры и формы, техники письма, принципы работы с первоисточником, ладовые и контрапунктические особенности многоголосия. Курс ведёт Юлия Владимировна Москвина. Формат курса: онлайн.

15 ноября 2021 - 28 ноября 2021

Эволюция духовных жанров от барокко к романтизму в контексте теории, истории и исполнительской практики

Слушатели курса будут иметь возможность познакомиться с редкими образцами духовных сочинений Г. И. фон Бибера, М. Гайдна, получить современную информацию по истории и обсудить практику исполнения церковных сочинений Г. Генделя, В. А. Моцарта и др. Курс ведёт Евгения Давидовна Кривицкая. Формат курса: онлайн.

15 ноября 2021 - 28 ноября 2021

Важные аспекты взаимодействия певца и пианиста в работе над камерными и оперными произведениям

Курс предназначен для концертмейстеров, преподавателей концертмейстерского искусства. Основное внимание уделено особенности исполнения камерной вокальной музыки и оперных произведений. Курс ведёт Ирина Валерьевна Кириллова. Формат курса: очный.

15 ноября 2021 - 28 ноября 2021

Орган в исторической перспективе

Курс предполагает краткий обзор истории органа и органостроения в Западной Европе, характеристику главных органных школ (Германия, Франция, Италия и Испания). Особое место в курсе будет посвящено истории и развитию органного искусства в России. Курс ведёт Любовь Башировна Шишханова. Формат курса: очный.

15 ноября 2021 - 28 ноября 2021

Церковные тоны в западноевропейском многоголосии второй половины XVI-XVII веков

Звуковысотная организация музыки эпохи Палестрины и Лассо, Монтеверди и Шютца хотя и не представляет собой terra incognita, но в то же время остается объектом не вполне изученным. В рамках курса планируется менять угол зрения для создания объемной картины, переходя от истории ключевых для заявленной темы теоретических понятий и терминов к эволюции того или иного музыкального явления, отдельного элемента языка и, наконец, к целостным анализам избранных музыкальных композиций. Курс ведёт Григорий Иванович Лыжов. Формат курса: онлайн.

29 ноября 2021 - 12 декабря 2021

Актуальные проблемы современной фольклористики

В курсе рассказывается о подходах к собиранию и публикации музыкального фольклора в современных условиях, а также будет прослежена вся история собирания и публикации фольклора в России, рассмотрены подробно типы современных изданий, опирающихся на архивные материалы. Курс ведёт Наталья Николаевна Гилярова. Формат курса: онлайн.

29 ноября 2021 - 12 декабря 2021

Программы и возможности для процесса обучения онлайн/оффлайн

Основная задача курса познакомить слушателей с возможностями различных компьютерных программам и корпоративных пакетов для организации лекционного процесса. Курс ведёт Надежда Сергеевна Игнатьева. Формат курса: онлайн.

29 ноября 2021 - 13 декабря 2021

Современный хоровой репертуар

Основа курса — это возможность участия в практической работе Камерного хора Московской консерватории, посещения занятия в классе по специальности «хоровое дирижирование», где слушатели смогут соприкоснуться с партитурами современных авторов. Курс ведёт Александр Владиславович Соловьёв. Формат курса: очный.

29 ноября 2021 - 12 декабря 2021

Методология гуманитарных наук и эстетическая мысль: пути пересечения

Цель курса — ознакомить слушателей с ведущими направлениями в теории искусствознания ХХ века, их генезисом и методологией, с перспективой  экстраполяции на методологию музыковедения. Курс ведёт Елена Владимировна Ровенко. Формат курса: онлайн.

14 февраля 2022 - 27 февраля 2022

Фортепианное наследие музыкального романтизма. Проблемы интерпретации и стиля

Настоящий курс предполагает изучение фортепианного наследия композиторов-романтиков, причём наряду с признанными мастерами будут представлены и не столь известные авторы, в чьих произведениях стилистика романтизма только начинала складываться. Курс ведёт Павел Андреевич Шатский. Формат курса: онлайн.

14 февраля 2022 - 27 февраля 2022

Искусство игры на скрипке

Предлагаемый авторский курс направлен на: формирование и расширение технической базы скрипача, корректировку постановочных дефектов и проблем, совершенствование культуры звукоизвлечения, штрихов.Большое внимание будет уделено работе над музыкально-художественным произведением, его стилевыми и стилистическими особенностями, а также принципам выбора репертуара. Курс ведёт Алёна Казимировна Чверток. Формат курса: очный.

14 февраля 2022 - 27 февраля 2022

Общая методология курса «Музыкальные культуры мира»

Курс рассчитан на исследователей и преподавателей теории и истории музыки, культурологов, искусствоведов, востоковедов, философов, историков, филологов, социологов и др. Курс ведёт Маргарита Ивановна Каратыгина. Формат курса: смешанный.

 

14 февраля 2022 - 26 февраля 2022

Основы интерпретации старинной органной музыки (средневековье, Ренессанс, барокко)

Курс посвящён изучению исторических реалий существования, соотношения записи и звучания старинной органной музыки и вопросам адаптации старинного органного репертуара к современным инструментам. Курс ведёт Екатерина Олеговна Дмитриева. Формат курса: онлайн.

28 февраля 2022 - 13 марта 2022

Современная нотация

За прошедшее столетие композиторы создали невероятное количество самых разнообразных партитур, в которых новые музыкальные идеи обусловили появление новой нотной записи. В рамках курса будут освещены как практические аспекты современной нотации, так и вопросы ее классификации. Курс ведёт Евгения Александровна Изотова. Формат курса: онлайн.

28 февраля 2022 - 13 марта 2022

Искусство хорового дирижирования

Данный курс предполагает определенное совершенствование и профессиональный рост квалификации дирижеров хора, теоретически и практически подготовленных к исполнительской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности. Курс ведёт Станислав Семёнович Калинин. Формат курса: очный.

28 февраля 2022 - 13 марта 2022

Применение современных психотехнологий в курсе сольфеджио

Основа курса — практическая демонстрация и методическое раскрытие основных психотехнических приемов работы на сольфеджио. Главное внимание будет уделено способам эффективного слухового освоения терцовых и нетерцовых аккордов, ладов, отличных от мажора и минора, сложных видов мелодических и ритмических рисунков. Особая составная часть курса связана с авторской методикой формирования синестезийных способностей учащихся. Курс ведёт Марина Валерьевна Карасёва. Формат курса: онлайн.

28 февраля 2022 - 13 марта 2022

Балет в современном театре

В силу многогранности рассматриваемого явления, курс последовательно обращается к разным его составляющим: существующему и создаваемому репертуару, музыке спектакля и его визуальной стороне — пластике, костюмам и сценографии. Курс ведёт Анна Петровна Груцынова. Формат курса: онлайн.

14 марта 2022 - 27 марта 2022

Психолого-педагогические проблемы профессионального становления музыканта

Курс посвящен актуальным проблемам профессионального развития и обучения музыкантов. Среди них: проблемы личностного развития в подростковом и юношеском возрасте; психологические аспекты взаимодействия педагога и ученика в музыкальном обучении; отношения одаренности и продуктивности в профессии; формирование личностных качеств и мыслительных навыков, стимулирующих творческое развитие. Курс ведёт Марина Сергеевна Старчеус. Формат курса: очный.

14 марта 2022 - 28 марта 2022

Русская духовная музыка XVII — начала XX века: стили и направления

Авторский курс посвящен одной из важнейших ветвей отечественной музыкальной культуры — богослужебному хоровому пению, со времени утверждения многоголосия до одного из кульминационных периодов в его развитии в первой четверти XX века. Курс ведёт Наталья Юрьевна Плотникова. Формат курса: смешанный.

14 марта 2022 - 27 марта 2022

Стилевые проблемы интерпретации клавирной музыки барокко и венского классицизма: история и современность

В курсе будет осуществлен анализ различных исполнительских стилевых парадигм, бытовавших более чем за 200 лет истории интерпретаций клавирных сочинений И. С. Баха, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена и их современников. Курс ведёт Александр Михайлович Меркулов. Формат курса: очный.

28 марта 2022 - 10 апреля 2022

Теория музыкального содержания

Теория музыкального содержания возникла в ХХI веке как необходимое дополнение к традиционным композиционно-грамматическим учениям и учебным курсам — элементарная теория, гармония, полифония, музыкальная форма, инструментоведение и др. В данный курс входят также темы по исполнительской интерпретации, где делается сравнение различных интерпретационных установок (по эпохам и в индивидуальных решениях), также — по музыкальному содержанию в восприятии слушателя (с учетом данных психологии и социологии). Курс ведёт Валентина Николаевна Холопова. Формат курса: онлайн.

28 марта 2022 - 10 апреля 2022

Ассоциация современной музыки: история, тенденции, художественные стратегии

В рамках курса предполагается ознакомление с музыкальными композициями представителей обеих ветвей Ассоциации современной музыки (АСМ и АСМ-2), анализируемыми в аспекте претворения новаторских тенденций. Курс ведёт Марианна Сергеевна Высоцкая. Формат курса: онлайн.

28 марта 2022 - 10 апреля 2022

Основные тенденции развития современной музыки запада и востока: от взаимовлияний к интеграции

Курс даёт представление об истории понятий «Запад» и «Восток» применительно к музыкальной культуре, и о принципиальном различии музыкальных традиций Запада и Востока. Перерождение классической европейской музыкальной традиции в 20 веке в ряд новых, качественно иных традиций (авангард, постмодернизм в его различных формах) открыло пути для диалога с восточными традициями на новой основе и в новых масштабах. Также в лекциях содержится обзор основных тенденций развития музыкальных культур Азии во второй половине XХ — XXI веке. Обсуждаются вопросы сохранения музыкального наследия, взаимодействия традиционного устного (устно-письменного) и западного композиторского профессионализма. Курс ведут Константин Владимирович Зенкин и Виолетта Николаевна Юнусова. Формат курса: смешанный.

11 апреля 2022 - 24 апреля 2022

Основы концертного менеджмента

Основной задачей курса являются овладение комплексом начальных знаний по теории продюсерского дела, менеджмента культурных институтов, рекламе, PR, маркетинговому анализу их деятельности, а также социально-культурному проектированию и фандрейзингу. Курс ведёт Оксана Александровна Левко. Формат курса: смешанный.

11 апреля 2022 - 24 апреля 2022

Важные аспекты взаимодействия певца и пианиста в работе над камерными и оперными произведениям

Курс предназначен для концертмейстеров, преподавателей концертмейстерского искусства. Основное внимание уделено особенности исполнения камерной вокальной музыки и оперных произведений. Курс ведёт Ирина Валерьевна Кириллова. Формат курса: очный.

11 апреля 2022 - 24 апреля 2022

К истории исполнительского искусства эпохи Людовика XIV

Предлагаемый курс раскрывает некоторые страницы повседневной жизни придворных и городских музыкантов, их общественное положение, особенности среды, формировавшей культурную атмосферу. Курс ведёт Валерий Владимирович Березин. Формат курса: очный 

25 апреля 2022 - 9 мая 2022

Гобой в современной музыке

В курсе на примерах произведений современных композиторов предполагается сделать обзор новых приемов игры на гобое, рассмотреть новые возможности инструмента. Курс ведёт Анастасия Владимировна Табанкова. Формат курса: очный.

25 апреля 2022 - 9 мая 2022