Применение современных психотехнологий в курсе сольфеджио
28 февраля 2022 г. - 13 марта 2022 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Карасева М. В.
Аннотация
Как уложиться в строго отведенные часы занятий по сольфеджио, если хочется вместить в них собственные методические «задумки», расширить интонационный материал, развить творческую инициативу учеников — и все это — не отступая от требований существующей учебной программы?
Успешное развитие музыкального слуха в большой мере зависит от того, насколько эффективно в этом процессе используются методы психотехники: преподавателем и учеником, в классе и дома, осознанно и неосознанно.
Одна из главных целей предлагаемого курса — помочь творчески мыслящим педагогам-музыкантам осознать, что именно они уже интуитивно делают в области музыкальной психотехники. И что можно делать еще более интенсивно, не перенапрягая ученика, а, напротив, оставляя время на получение учеником и педагогом удовольствия от занятий сольфеджио.
Основа курса — практическая демонстрация и методическое раскрытие основных психотехнических приемов работы на сольфеджио. Главное внимание будет уделено способам эффективного слухового освоения терцовых и нетерцовых аккордов, ладов, отличных от мажора и минора, сложных видов мелодических и ритмических рисунков. Особая составная часть курса связана с авторской методикой формирования синестезийных способностей учащихся.
Музыкально-методическим материалом курса служат: аккордика ХХ века, модальные лады, расширенная тональность, нерегулярная ритмика.
В качестве основных психотехнических инструментов в курсе выступают:
- способы постановки и снятия психологических «якорей» в памяти,
- методы развития звуковой синестезии (восприятия звука через его визуальное, тактильное и другие виды ощущений). На этой базе также рассматриваются приемы работы с чтением нотного текста и записью музыкального диктанта.
В курсе демонстрируются универсальные модели работы с музыкальным слухом, поэтому данный курс сможет стать полезным для педагогов-теоретиков и исполнителей любого звена музыкального образования.
В процессе демонстрации используются современные средства мультимедийного обучения, дается практическая консультация по особенностям использования цифровых технологий и онлайн-технологий в курсе сольфеджио.
Тематический план занятий*
- Анализ и систематика отечественных и зарубежных методик слухового освоения музыки ХХ века в курсах сольфеджио.
- Основы методики освоения новомодальных ладов и нетерцовых аккордов. Общая классификация, типы взаимодействия ладов и аккордов в слуховом восприятии.
- Пентатоника и нетерцовые бесполутоновые аккорды. Семиступенные диатонические лады и диатонические нетерцовые аккорды.
- Лады с увеличенными секундами и смешанные лады. Двутерцовые аккорды.
- Симметричные лады в мелодике и аккордике. Сложные нетерцовые аккорды. Синестезия в восприятии аккордов.
- Полиаккордика и полиладовый контрапункт.
- Мелодика и аккордовые обороты хроматической тональности. Основные фигуры свободнотональной хроматической мелодики. Методика чтения с листа сложного интонационно-графического текста.
- Методика освоения нерегулярных ритмов (синкопы, нерегулярно-акцентные метры, полиритмия, ритмы с прибавленной длительностью).
* Указанные темы раскрываются применительно ко всем основным формам работы