Методология гуманитарных наук и эстетическая мысль: пути пересечения
14 февраля 2022 г. - 27 февраля 2022 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Ровенко Е. В.
Аннотация
Цель курса — ознакомить слушателей с ведущими направлениями в теории искусствознания ХХ века, их генезисом и методологией, с перспективой экстраполяции на методологию музыковедения.
В задачи курса входит:
- Освещение двух магистральных линий развития искусствоведческой мысли ХХ века: линии историко-культурной, ориентированной на понимание искусства как сферы актуализации человеческого духа, на интеграцию искусства в круг иных гуманитарных дисциплин; линии формальной, выводящей интерпретацию собственно художественного в произведении искусства из специфики сенсорных способностей человека и, соответственно, сопряженной изначально с естественнонаучной методологией.
- Раскрытие двух методологических парадигм, соответствующих обозначенным линиям.
- Попытка осмысления достоинств и недостатков каждой из этих парадигм, с учетом их проекции на пластические (пространственные) искусства, с одной стороны, и искусства временные, с другой стороны (в особенности — на музыкальное искусство).
Тематический план занятий
- Формирование имманентных методов гуманитарного исследования на рубеже XIX–XX веков. Их истоки и характеристика.
- Венская школа искусствознания: принципы исследования произведений искусства как эстетических феноменов и перспективы актуализации методологии на современном этапе гуманитарного знания (на материале пластических искусств, музыки и кино).
- Представление об эстетической сущности истории во французской философско-эстетической мысли (школа Анналов, Анри Бергсон, Шарль Пеги, Филипп Арьес).
- О некоторых новых эстетико-философских категориях применительно к искусствоведческому исследованию (на примере сравнительного анализа концепций Алоиза Ригля и Анри Бергсона и их понятий Kunstwollen и Élan vital).