Неизвестный XIX век. Опера, песни, камерно-инструментальные жанры
20 сентября 2021 г. - 3 октября 2021 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Царёва Е. М.
Аннотация
Этот курс ставит своей целью прежде всего осознание XIX века как некоей исторической целостности, занявшей исключительное положение в европейской музыкальной культуре.
На первый взгляд кажется, что никаких особых проблем музыка XIX века не выдвигает, поскольку она представляется нам привычной и хорошо известной. Однако XIX век отделен от нас уже закончившимся XX-м и его музыка существует сегодня в широчайшем (и все время расширяющемся) поле новой, новейшей и «старинной» музыки. Взаимодействие всех этих пластов в нашем восприятии заставляют по-новому оценивать реалии века девятнадцатого. Поэтому первой задачей курса можно считать установление неких общих принципов подхода как к «хорошо известной» музыке XIX века, так и к более старой и даже уже к музыке века XX. Сущность исторического подхода заключается в двойном видении объекта: необходимо стремиться и к возможной реконструкции условий его существования и восприятия его современниками, и одновременно учитывать особенности его жизни в другую эпоху, накладывающую свою печать на вкусы и приоритеты воспринимающих.
Другая задача — создание картины западноевропейской музыки XIX века, не ограничивающейся избранными шедеврами гениев, а включающей, с одной стороны, произведения композиторов «второго ряда», которые при жизни могли находиться и в первом ряду, а потом оказались в тени, а, с другой, сочинения великих мастеров, наоборот, невостребованные в свое время и обретшие новую жизнь впоследствии.
Интересно, что о некоторых композиторах «второго ряда», как и вообще о характерных чертах музыкальной жизни XIX века мы узнаем из литературного наследия Шумана, Берлиоза, Чайковского, что побуждает к пристальному его изучению. Знакомство же с некоторыми из указанных произведений целесообразно осуществить по принципу обращения к различным жанрам (опера, симфония, камерно-инструментальный ансамбль, песня), что помогает проследить историю их развития.
Тематический план занятий
- Общие проблемы музыки и музыкальной жизни XIX века.
- Музыка XIX в литературно-эпистолярном наследии композиторов (Р. Шуман, Г. Берлиоз, П. И. Чайковский).
- Симфонии И. Раффа.
- Развитие немецко-австрийской песни от И. Рейхардта до Г. Вольфа.
- «Индивидуальные проекты» в операх Г. Берлиоза, П. Корнелиуса, Ж. Бизе.
- Камерно-инструментальные ансамбли и их роль в общей картине