I Международный конкурс научно-творческих работ музыкантов-исполнителей «Территория творчества»
15 января 2024 г. - 2 апреля 2024 г. | Конкурсы
Положение о Первом международном конкурсе научно-творческих работ музыкантов творческо-исполнительских специальностей «Территория творчества»
Навстречу 100-летию Школы Высшего Художественного Мастерства Московской консерватории
15 января — 2 апреля 2024 года
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения Международного конкурса научно-творческих работ музыкантов творческо-исполнительских специальностей «Территория творчества» для граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств (далее — Конкурс).
1.2. Конкурс организует ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» (далее ‒ Московская консерватория) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.
1.3. Организационный комитет Конкурса:
Зенкин Константин Владимирович ‒ профессор, доктор искусствоведения, проректор по научной и воспитательной работе Московской консерватории;
Савельева Елена Павловна ‒ заслуженный артист Российской Федерации, профессор, руководитель Научно-методического центра по подготовке творческо- исполнительских и научно-педагогических кадров высшей квалификации Московской консерватории;
Лащенко Елена Виленовна ‒ Генеральный директор холдинга «Арт-Центр Плюс» и Информационного агентства «Музыкальный Клондайк»
2. Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса ‒ сохранение традиций отечественного музыкального искусства, освещение наиболее актуальных проблем в области истории и теории музыкально-исполнительского искусства и музыкальной педагогики.
2.2. Задачи Конкурса: ‒ вовлечение музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов в познавательную, научно-исследовательскую деятельность; ‒ формирование активной жизненной позиции участников Конкурса; ‒ патриотическое воспитание участников Конкурса; ‒ повышение компетенций музыкантов-исполнителей и педагогов в области научно-исследовательской работы; ‒ демонстрация возможностей исследовательской карьеры в России; ‒ формирование у молодых исполнителей и педагогов позитивного образа исследователя.
3. Участники Конкурса
3.1. В конкурсе могут принять участие граждане Российской Федерации и иностранных государств в следующих категориях:
- ‒ студенты высших учебных заведений Российской Федерации (обучающиеся по программам: бакалавриат, специалитет, магистратура) в возрасте от 18 до 40 лет (включительно);
- ‒ ассистенты-стажеры высших учебных заведений Российской Федерации (высшее образование-уровень подготовки кадров высшей квалификации в возрасте от 18 до 40 лет (включительно);
- ‒ выпускники высших учебных заведений Российской Федерации по творческо-исполнительским специальностям в возрасте от 18 до 40 лет (включительно).
4. Основные номинации Конкурса и требования к предоставлению работ
4.1. Под конкурсной работой понимается текстовый материал на русском языке.
4.2. Конкурс проводится в трех номинациях (жанрах):
- ‒ «Лучшая научная статья»
- ‒ «Лучшее эссе»
- ‒ «Лучшая рецензия»
4.3. Тематика конкурсных работ может быть связана как с наиболее общими вопросами современной музыкальной культуры, так и с конкретной специальной проблематикой. Не исключается рассмотрение исторической ретроспективы, однако приветствуются аспекты, связанные с современными исполнительскими, педагогическими процессами.
4.3.1. Тематические направления научных статей:
- ‒ актуальность отечественного музыкального наследия в современной исполнительской и педагогической практике;
- ‒ актуальность зарубежного музыкального наследия в современной исполнительской и педагогической практике;
- ‒ традиции отечественных исполнительских и педагогических школ;
- ‒ художественный образ и практика его воплощения на сцене;
- ‒ забытые легенды отечественного исполнительского искусства;
- ‒ эстетика камерного музицирования и его шедевры;
- ‒ методические проблемы музыкальной педагогики;
- ‒ история и современность музыкального театра;
- ‒ проблемы интерпретации хоровой музыки;
- ‒ эстетика концертного стиля.
4.3.2.Тематические направления эссе:
- ‒ Исполнительское искусство: новые формы и возможности.
- ‒ Что делает классическую музыку современной?
- ‒ Что делает современную музыку классической?
- ‒ Путь к концертной сцене в условиях современности: есть ли проблема?
- ‒ Академический пианист (скрипач, вокалист, духовик, дирижер) и возможности его самореализации в современном мире: расширение горизонтов.
- ‒ Современное камерно-инструментальное и камерно-вокальное исполнительство
- ‒ Искусство концертмейстера: история и современность
- ‒ Выдающиеся мастера современной оперной сцены.
- ‒ Оперная партия: от традиций сценического прочтения к новым концепциям.
- ‒ Работа над образом в современном оперном спектакле.
- ‒ Оркестр как инструмент дирижера.
- ‒ Межличностные отношения в ансамбле и оркестре.
- ‒ Музыкально-теоретическое наследие выдающихся музыкантов в свете нашего времени.
- ‒ Современные претворения педагогических традиций.
- ‒ Выдающиеся достижения в области музыкальной педагогики и инструментального исполнительства XXI века.
- ‒ Исполнительское искусство и педагогическое мастерство – традиции и преемственность.
- ‒ Современная интерпретация музыки прошлых эпох: новаторство или традиционность
- ‒ П. И. Чайковский (композитор по выбору) в зеркале исполнительских интерпретаций ХХ-ХХI века.
- ‒ Произведения композиторов ХХI века в моем репертуаре.
- ‒ Alma Mater в моей жизни и карьере.
- ‒ Мои учителя.
- ‒ Исполнитель в пространстве концертного зала.
- ‒ Современный российский музыкант. Портрет с натуры.
4.3.3. Возможные виды рецензий:
- ‒ рецензия на концерт;
- ‒ рецензия на постановку оперы (балета);
- ‒ рецензия на опубликованную запись музыкального исполнения;
- ‒ рецензия на книгу (музыкальная тематика).
4.4. Общие требования к содержанию работ:
- ‒ автор предоставляет не более одной конкурсной работы в каждой из номинаций;
- ‒ автор должен продемонстрировать умение четко и аргументированно излагать мысль, показать свои исследовательские способности;
- ‒ конкурсные работы в номинации «Лучшая научная статья» выполняются в научном стиле в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским статьям периодическими изданиями ВАК;
- ‒ конкурсные работы в номинации «Лучшая рецензия» выполняются в научном или научно-популярном стиле.
4.5. Конкурсная работа в номинации «Лучшая научная статья» представляет результаты собственного исследования.
4.6. Эссе может не затрагивать научную проблематику и категориальный аппарат научной работы, однако структурная ясность и выстроенность изложения предложенных работ существенно влияют на их оценку.
4.7. Технические требования к тексту конкурсных работ всех номинаций: объем от 15000 до 20000 знаков с пробелами, текстовый редактор Microsoft Word, 12 кегль, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал – 1, абзацный отступ – 1,25.
Допускаются нотные примеры, схемы, иллюстративный материал, ссылки на аудио – и видеозаписи (обязательны для конкурсных работ в номинации «Лучшая рецензия»), размещаемые в Приложении к тексту.
4.8. Все конкурсные работы пройдут проверку в системе Антиплагиат. К участию в Первом (отборочном) туре будут допущены работы, имеющие процент оригинальности текста не ниже 75%.
4.9. Руководители и консультанты конкурсных работ не указываются.
5. Порядок организации и проведения Конкурса
5.1. Конкурс проводится заочно в дистанционном формате в 2 тура:
Первый этап. Прием конкурсных работ ‒ с 15 января до 1 марта 2024 года.
Второй этап. 1 отборочный тур ‒ с 5 марта по 25 марта 2024 года.
Объявление результатов 1 тура ‒ 26 марта 2024 года.
Третий этап. 2 тур ‒ 27-31 марта 2024 года. Объявление результатов 2 тура – 2 апреля 2024 года.
5.2 . Конкурс проводится в каждой из номинаций и категорий участников раздельно.
5.3. Участие в конкурсе бесплатное.
5.4. Заявка на участие в Конкурсе состоит из Анкеты и Текста конкурсной работы. Заявки и интересующие участников конкурса вопросы высылаются на адрес: nautvor@yandex.ru
5.4. В состав экспертной комиссии Конкурса входят молодые преподаватели Московской консерватории – выпускники ассистентуры-стажировки и аспирантуры МГК.
Председатель экспертной комиссии –
Шатский Павел Андреевич – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории исполнительского искусства Московской государственной консерватории, лауреат международных конкурсов
Члены экспертной комиссии –
Баранов Александр Александрович – кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории русской музыки, начальник учебного отдела Московской консерватории
Кошкарева Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории
Сафонова Александра Анатольевна – кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории зарубежной музыки, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории
Шамов Сергей Борисович – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории исполнительского искусства Московской консерватории
5.5. По итогам Конкурса участникам 2 тура будут присвоены звания Лауреатов 1, 2, 3 степени и Дипломантов конкурса.
5.6. Конкурсные работы победителей Конкурса будут опубликованы в периодических изданиях Консерватории, интервью с победителями – в материалах «Музыкального Клондайка».
5.7. Решение экспертной комиссии окончательное и пересмотру не подлежит.
6. Критерии оценки конкурсных работ
6.1. При оценке конкурсных работ будут учитываться по десятибалльной шкале:
- ‒ соответствие названия содержанию;
- ‒ оригинальность выбора темы;
- ‒ соответствие номинации;
- ‒ логика построения и изложения материала;
- ‒ ясность терминологического аппарата;
- ‒ аргументация и степень раскрытия представленной темы;
- ‒ соответствие оформления текста и его объёма заявленным требованиям.
6.2. Работы, не соответствующие предъявляемым требованиям к конкурсным работам (пп. 4,7), к участию в Конкурсе не допускаются.
7. Общие параметры для представления конкурсных работ: справочный материал (статья, эссе, рецензия)
7.1. Научная статья – работа, определяющая цели исследования и содержащая его основные результаты. Проводится с использованием научных методов, предполагает чёткую структуру. Включает в себя обязательные содержательные элементы:
- • исчерпывающую формулировку темы,
- • обоснованную актуальность темы,
- • обзор исследовательской литературы по выбранной теме,
- • ясно обрисованную проблематику, методологию исследования, резюмирующий вывод; структурные элементы:
- название;
- аннотация;
- ключевые слова;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список источников и используемой литературы.
7.2. Эссе – литературный жанр, прозаическое сочинение свободной формы с нестрого заданными характеристиками, подразумевающее изложение впечатлений и умозаключений его автора по конкретному поводу или предмету. Эссеистическому стилю свойственны образность выражения, подвижность и широта ассоциативного ряда, афористичность высказывания; нередко присутствуют заострённая антитезность и элементы разговорной интонация.
7.3. Рецензия – жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия содержит непосредственно оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки. Основу рецензии составляет отзыв (критический, прежде всего) о музыкальном произведении (его краткий анализ и оценка) или об интерпретация музыкального произведения исполнителем (оценка конкретного театрально-концертного исполнения, аудио- и видеозаписи)
Внимание! В номинации «Рецензия» ссылка на аудио- и/или видеофайлы, рассматриваемого в работе произведения строго обязательна. Файлы загружаются через файлообменную систему ЯндексДиск.
Приложение 1. Пример оформления титульного листа (Скачать файл Word)
Приложение 2. Заявка на участие (Скачать файл Word)