Международная конференция «Броненосец “Потемкин” и звукозрительный контрапункт: взгляд из XXI века»
25 ноября 2025 г. - 26 ноября 2025 г., Конференц-зал консерватории | Конференции
К 100-летию фильма Сергея Эйзенштейна
Конференц-зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского,
Конференц-зал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
Научно-творческий центр киномузыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Научно-исследовательский институт киноискусства и кинообразования Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова при участии Эйзенштейн-центра проводят Международную научно-практическую конференцию «Броненосец “Потемкин” и звукозрительный контрапункт: взгляд из XXI века».
Конференция приурочена к столетию одной из важнейших кинолент в истории — фильма «Броненосец “Потемкин”» Сергея Эйзенштейна. Идея синтеза изображения и звука была исключительно важна для творческого метода Сергея Эйзенштейна. Он же выступил автором манифеста «Заявка. Будущее звуковой фильмы» (совместно с Г. Александровым и В. Пудовкиным), в котором декларировал идеи о контрапунктическом взаимодействии визуального ряда и звуковой составляющей фильма, сохраняющие актуальность по сей день.
В рамках конференции предлагается обсудить различные аспекты взаимодействия изображения и звука как в кинематографе самого Сергея Эйзенштейна, так и в произведениях других режиссеров. Также в фокусе внимания — работа композиторов в пространстве аудиовизуальных искусств.
К участию очно или онлайн приглашаются специалисты в области медиаискусств, музыкального и киноискусства, студенты и аспиранты профильных творческих вузов.
Среди возможных тематических направлений докладов:
- Музыка к немым фильмам: история и реконструкции;
- Саундтрек как интерпретация: «Броненосец "Потемкин"» и другие немые фильмы в оптике современных композиторов;
- Манифест «Заявка» с точки зрения истории кино и современного кинопроцесса;
- Воплощение идей о звукозрительном контрапункте в творчестве С. Эйзенштейна и других режиссеров;
- Сотрудничество С. Эйзенштейна с Э. Майзелем, Г. Поповым и С. Прокофьевым;
- Звукозрительный контрапункт в кинематографе XXI века: теория и практика;
- Формы взаимодействия визуального и музыкального в искусстве XX–XXI веков.
Регламент:
Продолжительность докладов — 20 минут, обсуждение — 10 минут.
Рабочие языки конференции — русский и английский.
Участие в конференции бесплатное, организационный сбор с участников не взимается.
Командировочные расходы и проживание не оплачиваются.
Персональное приглашение на конференцию высылается по запросу.
Заявки на участие в конференции принимаются до 1 октября 2025 года включительно по двум адресам: marianevidimova@yandex.ru (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского) и mikheeva@vgik.info (Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова).
Форма заявки:
ФИО (полностью) | |
Учёная степень (при наличии) | |
Учёное звание (при наличии) | |
Место работы или учебы (полностью, с аббревиатурами, по образцу: ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского») |
|
Должность | |
Электронная почта, мобильный телефон | |
Тема доклада | |
Ключевые слова (от 3 до 5 слов) | |
Тезисы (до 250 слов) | |
Форма участия (очное или онлайн) | |
Необходимое техническое оборудование для доклада |
Председатели организационного комитета конференции:
В. С. Малышев — доктор искусствоведения, профессор, ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
А. С. Соколов — доктор искусствоведения, профессор, и.о. ректора Московской консерватории
Члены организационного комитета конференции:
В. В. Виноградов — доктор искусствоведения, профессор, директор Научно-исследовательского института киноискусства и кинообразования Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
К. В. Зенкин — доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной и воспитательной работе Московской консерватории
М. В. Карасёва — доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Центра киномузыки Московской консерватории
Н. И. Клейман — киновед, историк кино, руководитель Эйзенштейн-центра, главный редактор научного журнала «Киноведческие записки»
Ю. В. Михеева —доктор искусствоведения, профессор кафедры звукорежиссуры Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
М. А. Невидимова — научный сотрудник Центра киномузыки Московской консерватории
С. А. Уваров — кандидат искусствоведения, руководитель Научно-творческого центра киномузыки Московской консерватории