Структура
Учебно-производственный центр звукозаписи и звукорежиссуры

Многофункциональный учебно-производственный центр звукозаписи и звукорежиссуры

Фонотека Московской консерватории (ныне Лаборатория звукозаписи) была образована в 1947 г. на базе Лаборатории акустики.

Тогда фонд классической музыки Лаборатории звукозаписи был ориентирован на обслуживание учебного процесса, то есть являлся исходным материалом для звуковых иллюстраций.
Это были переписи фонограмм на магнитной ленте из других фондов и переписи фонограмм с грампластинок.

В дальнейшем фонд пополнялся за счет регулярного приобретения советских и зарубежных грампластинок, подарков от различных организаций и частных коллекционеров, и, наконец, собственных записей, осуществляемых в студии и концертных залах консерватории.

Оригинальные записи, произведенные Лабораторией – самая значительная в культурно-историческом плане часть фонда, имеющая непреходящее культурное, научное и историческое значение как памятник российского и мирового искусства.
Она содержит:

  • уникальные фонограммы с концертов великих российских и зарубежных музыкантов ХХ века – Владимира Софроницкого, Эмиля Гилельса, Давида Ойстраха, Святослава Рихтера, Леопольда Стоковского, Юджина Орманди, Мэргэрит Лонг, Иегуди Менухина, Гленна Гульда и многих других
  • так называемые «методические обязательства» – записи, которые замечательные исполнители, педагоги консерватории обязаны были оставить для консерватории, во благо профессионального развития и совершенствования студентов. Среди авторов этих «учебных пособий» – С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, Г. Р. Гинзбург, Ст. Г. Нейгауз и другие выдающиеся мастера
  • записи открытых уроков многих замечательных исполнителей и педагогов в классах консерватории
  • записи различных учебных мероприятий – экзаменов и концертов кафедр и факультетов консерватории, многие из которых становятся ныне раритетами

В разные годы руководителями Лаборатории были Н. А. Гарбузов, Д. Д. Юрченко, Л. Н. Болоцкий.
С 1980 г. ее возглавляет Задорожная Татьяна Викторовна.

Под ее руководством в конце 1990-х гг. при поддержке Фонда Форда в Лаборатории был создан научно-технический комплекс по сохранению, реставрации и изучению уникального звукового наследия на базе Московской консерватории, начали издаваться компакт-диски профессоров и творческих коллективов консерватории.

В настоящее время Лаборатория звукозаписи – многофункциональный аудиокомплекс, в который входят:

  • звуковой архив классической музыки
  • аппаратные цифровой и аналоговой записи в Большом, Малом и Рахманиновском залах
  • аппаратные цифрового монтажа и подготовки фонограмм к дальнейшему производству компакт-дисков (мастеринга)
  • аппаратные реставрации и архивации фонограмм
  • аппаратные воспроизведения и трансляции записей в учебные классы

За время работы комплекса заархивировано более 13 000 минут звучания архивных фонограмм. Отреставрированы 50 уникальных, ни разу не издававшихся на CD программ (включая концерты Рихтера, Гилельса, Ойстраха, Баршая и многих других). Изданы 10 CDs с архивными записями, среди которых альбом к 100-летию Большого зала консерватории, являющийся своего рода антологией хранящихся в архиве Московской консерватории записей.

Фонд Лаборатории содержит более 30 000 грампластинок, около 7 000 магнитных лент, более 6 000 компакт-дисков, 750 CD-ROM’ов с записями в формате MP3, более 1 845 цифровых кассет (DAT), 133 кассеты Exabyte (сохраненные архивные проекты), 46 магнитооптических дисков (сохраненные архивные проекы наивысшей ценности), 505 видеокассет (VHS) с переписями оперных спектаклей, 250 DVD.