Коган
Григорий Михайлович

  • Годы работы: 1926 - 1943
  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Коган<br /> Григорий Михайлович

Родился 7 июля 1901 г. в Могилёве, умер 9 августа 1979 г. в Москве.

Пианист, музыкальный ученый, педагог.

В детстве жил в Бельгии, где работал его отец – крупный инженер-строитель, затем – в Малороссии (Украина). В 1914–20 гг. учился в Киевской консерватории по классу фортепиано А.Н. Штосс-Петровой, затем В.В. Пухальского. Композицией занимался у Р.М. Глиэра (окончил консервтаорию с отличием). Тогда же начал концертную, педагогическую и научную деятельность. В1927–32 гг. — действительный член ГАХНа. В начале 1930-х гг. — один из инициаторов организации конкурсов музыкантов-исполнителей в СССР, способствовал участию отечественных музыкантов в зарубежных конкурсах.

Много концертировал в стране и за рубежом (Болгария) с обширным репертуаром из произв. Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа (горячо поддерживал капитальный труд о Листе Я. И. Мильштейна). Пропагандировал сочинения французских клавесинистов, малоизвестных современных ему композиторов, советскую фортепианную музыку. Автор ряда концертных обработок.

Коган один из основателей отечественной науки о музыкальном исполнительстве. Органично сочетал качества исполнителя и аналитика исполнительского процесса, что и позволило ему создать принципиально новый курс теории и истории пианизма. Коган писал: «…и если концерты мои … иногда (к счастью, не всегда) походят на лекции, то лекции, мною читаемые, частенько – так мне говорили – воспринимаются как концерты…» (из письма к писателю Н.Н. Михайлову. Май 1974). Составитель и редактор книг по вопросам пианизма, в частности фортепианной музыки И.С. Баха. Многое сделал для популяризации духовно близкого ему Ф.Бузони, посвятив музыканту ряд статей и книгу.

С 1920 преподавал в Киевской консерватории (фортепиано, история и теория пианизма, в 1922–24 проректор), среди учеников В. Цуккерман (фортепиано), одноврем. в Музыкально-драматическом институте им. Н.В. Лысенко, в 1926–43 гг. – в Московской консерватории. В 1936–43 гг. — заведующий кафедрой истории и теории пианизма. Ученики: К. Аджемов, А. Алексеев, Э. Гилельс, Я. Зак, П. Печерский, А. Николаев, С. Рихтер, Я. Флиер и др. (история и теория пианизма). Ушел из Московской консерватории без объяснения причин. Позднее в неопубликованном «Романе из моей жизни» (хранится в семейном архиве) объяснил свой поступок несогласием с проявлениями антисемитизма при реэвакуации работников консерватории из Саратова в Москву. Инициировал письмо «О неправильной политике Комитета по делам искусств в области кадров». Несмотря на подписи крупнейших профессоров Московской консерватории Г.А. Орвида, М.И. Табакова, Мильштейна и др., протест не был удовлетворен. Оставшись без работы, ездил с лекциями по различным учебным заведениям страны. Нашел поддержку также в Союзе композиторов СССР: в 1948 г. — председатель Комиссии по музыкальному образованию. В 1949 г. вновь попал в полосу репрессий (в ВАК ставился вопрос о лишении Когана степени доктора искусствоведения). В эти годы написал большинство своих капитальных трудов.
 
В 1951–56 гг. преподавал в Казанской консерватории. Среди учеников С. Губайдулина (фортепиано). Выступал с лекциями во многих консерваториях СССР, концертировал (в Москве только с 1965 г.).

Его сын – Александр Григорьевич Коган – поэт, писатель, критик, педагог. Автор книг: «Сквозь время», «Перечитывая войну», «Стихи и судьбы». Участник Великой Отечественной войны.

Публикации

  • Школа фортепианной транскрипции. М., 1937, 2-е изд. 1970
  • Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции. М., 1948
  • У врат мастерства. М., 1958, 2-е изд. 1961
  • О фортепианной фактуре. М., 1961
  • Работа пианиста. М., 1963, 2-е изд. 1969
  • Ферруччо Бузони. М., 1964, 2-е изд. 1971
  • Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968
  • Избр. статьи. Вып. 2–3. М., 1972, 1985

Источник: Н.А. Миронова Г. М. Коган. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 244.