Коллонтай (Ермолаев)
Михаил Георгиевич

  • Годы работы: 1979 - 2009
Коллонтай (Ермолаев)<br /> Михаил Георгиевич

Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов (1981, Ташкент, 1-я премия), дипломант 7-го Международного конкурса пианистов им. П.И. Чайковского (1982, диплом и специальный приз за исполнение произведений Чайковского). Лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича (за Концерт для альта с оркестром, 1981). Награжден золотой Пушкинской медалью (1999). Член СК СССР (РФ, с 1979).

Родился 21 августа 1952 г. в Москве.

Композитор, пианист.

Его отец – Георгий Федорович Коллонтай (1891–1954 гг.) — художник, был репрессирован в 1938 г. (освобожден в 1946, реабилитирован за отсутствием состава преступления посмертно); мать – Екатерина Ильинична Ермолаева (1922–2001 гг.) — переводчик (английский, новогреческий языки).

С детских лет пел на клиросе в церкви Святой Троицы (Лосино-Петровское Московской области, Аристов погост). Окончил фортепианное и теоретико-композиторские отделения Музыкального училища при Московской консерватории (1971); фортепианный (1977) и теоретико-композиторский (1978) факультеты Московской консерватории. Его педагогами были: Н.К. Габуния, И.К. Шведов, А.Г.Руббах, А.И. Соболев, К.К. Баташов, в консерватории – В.В. Горностаева, В.В. Сахаров, Ю.А. Смирнов, А.С. Леман, Н.П. Раков. В ассистентуре-стажировке при консерватории занимался у Горностаевой. В 1973 г. работал в Кабинете народной музыки Московской консерватории (ездил в фольклорные экспедиции, в том числе в Горьковскую область).

С 1979 г. преподает в консерватории (с перерывом в 1985–96): в 1979–82 гг. как ассистент Горностаевой, с 1982 г. также работает самостоятельно. В 1989–91 преподавал в ГМПИ им. Гнесиных (специальное фортепиано). В советские времена подвергался ограничению творческой деятельности. С 2003 г. профессор Тайваньского государственного университета искусств.

Занимается композиторской, исполнительской, музыкально-критической и организационной деятельностью. В репертуаре Коллонтая: «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха (т. 1, 2; записи Гос. радио 1978, 1992, 1995; «Русский диск», 1991), поздние сонаты Й. Гайдна, сонаты В.А. Моцарта, соч. Л. ван Бетховена (в том числе op. 106, запись Гос. радио, 1983, 1992), Ф. Шопена (4 баллады, этюды op. 25, Соната h moll и др.), Ф. Листа (Соната h moll и др.), П.И. Чайковского (Концерт для фортепиано с оркестром № 1, «Времена года» и др.), сочинения М.И. Глинки (запись Всесоюзн. радио, 1986; SWR, Баден-Баден, Германия, 2001), А.С. Даргомыжского (запись Всесоюзн. радио, 1987), М.А. Балакирева (CD, 1995, A Saison Russe Recording), М.П. Мусоргского (в том числе запись «Картинок с выставки» и участие в телевизионном фильме, посвященном этому сочинению, 1992, NHK, Япония), Комитаса, Ю.М. Буцко («Дифирамб» для фортепиано с оркестром, запись фирмы «Мелодия», 1989; Соната в 4 фрагментах, запись Всесоюзн. радио, 1983), В.Г. Арзуманова.

Исполнитель различных сольных программ в городах России, с 1992 также за рубежом. Выступает как концертмейстер (с Е.Е. Нестеренко, Г.А. Писаренко, А.М. Аблабердыевой, Н.И. Бурнашевой, Н.Г. Герасимовой, А.П.Мартыновым и др.). Автор свыше 60 сочинений в различных жанрах. Значительное место в композиторском творчестве принадлежит духовной музыке.

Инициатор проведения и глава оргкомитета музыкальных собраний «Наследие» (1990). Подготовил и провел 15-часовые радиопередачи «День музыки М.И. Глинки», «День музыки А.С.Даргомыжского», программы радиостанции «Орфей» о С.И. Танееве, Дж. Энеску, Э.Г. Гилельсе, Балакиреве, Н.Н. Чаргейшвили, А.С. Караманове, Буцко и др. Автор статей и интервью.

Его жена – И.Е. Лозовая.

Сочинения:

Театральные и театрализованные произведения

  • «Капитанская дочь» (сцены из русской жизни, опера, по мотивам повести А.С. Пушкина, 1998),
  • симфония «Катехизис» (1990),
  • струнный квартет «Похвала Пресвятой Богородице» (1988),
  • «Девора» для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано (1998),
  • «Дом Господень» для мужского хора, чтеца, скрипки соло и струнных (2004).

Для инструментов с оркестром

  • Концерт для фортепиано (1985),
  • Концерт для альта (1980; CD, 1999, FPRK Kuenstlerleben Foundation. Relief CR 991064),
  • «Agnus Dei» для скр. (2001),
  • «К темному устью» для голоса и камерного орк. на сл. М.Ю. Лермонтова и Н. Рубцова (1986).

Для хора

  • «Деревенские хоры» (1973),
  • «Действо о десяти прокаженных» (1991);
  • «Под сению черемух и акаций», маленькая кантата для детского хора, струнного оркестра и флейты на слова К. Батюшкова (1984; запись фирмы «Мелодия», 1986, C 50 26103 001),
  • «Да минует нас чаша сия» для смешанного хора, симфонического оркестра, виолончели соло, сопрано и баса на канонические православные тексты (1995).

Для камерного ансамбля

  • Восемь духовных симфоний для 3 скрипок, 3 альтов и 3 виолончелей (1975; CD, 1996, Russian Disc),
  • «Две песни и пляска царя Давида» для 11 исполнителей (1991),
  • «Десять слов Мусоргского на смерть Виктора Гартмана» для скрипки, виолончели и фортепиано (1993; CD, Extraplatte EX 408 099-2),
  • «Чувства злодея в Рождественский сочельник» для виолончели и фортепиано (1994),
  • «Пророчество» для контрабаса в сопровождении 6-ти контрабасов (2004);
  • «Шесть библейских сонат» для скрипки и органа (1992),
  • «Ода предателя» для флейты и органа (1993),
  • «С подорожной по казенной надобности» для тенора и органа на сл. Лермонтова (1988).

Для инструментов соло

  • Скрипичная соната (Из Псалма XVIII; 1978, 2 ред. 1980),
  • «Партита-Завещание» (1993; CD, 2000, Etcetera Record Company B.V.),
  • «Десять каприсов на разрушение храма» (1994);
  • Соната для альта (Восемь псалмов; 1977),
  • «Восемь песней» для виолончели (2004),
  • Трио-симфония для органа (1986; запись BBC, UK, 1995),
  • «Идиллия» для ирландской арфы (2004).

Для фортепиано

  • «Счастливые граждане Царства Небесного» (1992, запись Всесоюзн. радио, 1992),
  • Семь романтических баллад (2000).

Для голоса

  • «Из поэзии Древнего Египта» для сопрано и арфы или фортепиано (1979; запись фирмы «Мелодия», 1981, C 10–17371-2),
  • «Подорожник» для баса и фортепиано на слова Н. Рубцова (1981; запись фирмы «Мелодия», 1989, C 10 28543 000),
  • «Две молитвы» для высокого голоса и фортепиано (2000),
  • Избранные екзапостиларии и светильны (2004);
  • «Детские песни», переложение из «16 песен для детей (старшего возраста)» П.И. Чайковского на сл. А. Плещеева и К. Аксакова для детского хора, добавочного детского хора, сопрано или тенора соло в сопровождении камерного оркестра (1989; CD, 2001); и др.

Источник: М. Г. Коллонтай. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 250-251.