Аренский
Антон (Антоний) Степанович

  • Годы работы: 1882 - 1906
  • Профессор
Аренский<br /> Антон (Антоний) Степанович

30 июня 1861, Великий Новгород – 12 февраля 1906, Перкярви, близ Териоки (ныне Кирилловское близ Зеленогорска Ленинградской области)


Композитор, пианист, дирижер, педагог. Ординарный профессор 2-й степени (1888). Управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге (1895–1901)


Родился в семье врача, любителя музыки. Мать, На­дежда Антипьевна, – сестра писателя и драматурга А.А. Потехина, прекрасная пианистка, «лишь по застен­чивости не пожелавшая выступать публично» (Аренска­я Е.В. Биография А.С. Аренского). В 7 лет начал обучать­ся игре на фортепиано, затем обнаружил склонность к сочине­нию. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки). В 1882 с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. тео­рии и композиции Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение дава­лось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успе­вал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе.

С 1882 преподавал в Московской консерватории сначала все обяза­тельные музыкально-теоретические предметы (кроме элементарной теории музыки и сольфеджио), в 1889–95 – спец. теорию и свободное сочинение. Тогда же познакомился с С.И.Та­неевым, который писал: «От теории я освобожден благода­ря приезду Аренского… Я с ним очень подружился, захо­жу к нему почти каждый день; премилый молодой чело­век и очень талантливый…» (из письма П.И.Чайковскому от 24 окт. 1882, см. Чайковский – Танеев. Письма. М., 1951. С. 88). Аренский был одним из лучших педагогов-теорети­ков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неорди­нарностью, артистизмом, творческим отношением к предме­ту. Р.М. Глиэр, в частности, считал особенно ценным то, что с ними занимался «не рядовой педагог, который дол­жен… подготовить к сдаче экзамена, а подлинный худож­ник, композитор исключительно даровитый, глубоко ценимый и любимый не только публикой, но и лучшими музыкантами того времени» (Цит. по: Цыпин Г. А.С. Арен­ский. С. 14, 15). В мемуарах А.Б. Гольденвейзера Аренский предста­ет как человек блестяще одаренный от природы, «обла­давший каким-то личным обаянием, которого, несмот­ря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта…» (Цыпин Г.С. 17). Среди учеников едва ли не все исполни­тели, теоретики и композиторы того периода. Особое предпочтение отдавал занятиям с С.В. Рахманиновым, Г.Э. Конюсом, А.Н Корещенко, Гольденвейзером, К.Н.Игум­новым, Глиэром и др. С некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфлик­та с педагогом ученик Аренского А.Н.Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.

В 1888–95 Аренский руко­водил концертами Русского хорового общества. В 1895–1901 был управляющим Придворной певческой капеллы (Петер­бург; сменил М.А.Балакирева).

С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью, которая наиболее активно протекала в 1900-е гг. Он выступал в городах России (Харьков, Рига, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Кишинёв, Николаев, Орёл, Курск, Саратов и др.) и за рубежом (Лейпциг) в качестве дирижера, пианиста, в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1900 осуществил концертное турне по го­родам России с квартетом герцога Мекленбургского. Несмотря на дефекты техники (не получил специального фортепиано об­разования), умел придать своей игре артистизм и блеск. 

Научные труды. Издания. Публикации:

 

Аренский автор учебно-методических трудов:

  • «Краткое руководство к практическому изучению гармонии» (М., 1891; 2-е изд. 1929);
  • «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (М., 1893–94; 6-е изд. 1930);
  • «Сборник задач (1000) для практического изучения гар­монии» (М., 1897 с многочисленными переизданиями). 

Сочинения:

Творчество Аренского сформировалось под глубоким влия­нием Чайковского, с которым он познакомился в Москве. В свою очередь Чайковский сочувственно относился к композиторской деятельности Аренского, способствовал ее популяризации, хотя и видел в ней некоторые слабые стороны (в ряде случаев отсутствие творческой самостоятельности, драматиз­ма, драматургической целостности и др.).

Наследие компози­тора обширно – 75 опусов, а также неизданные сочинения. Автор 3 опер: «Сон на Волге» (по перераб. либретто оперы «Воевода» Чайковского, 1888; пост. 1899, Большой театр), «Рафаэль» (поставлена в 1894г. силами учеников Московской консерватории), «Наль и Дамаянти» (1903, поставлена в  1904г. в Большом театре); бале­та «Ночь в Египте» («Египетские ночи», 1900, Па­риж, Русские сезоны С.П.Дягилева, 1908; Мариинский театр, 1909).

Особой оригинальностью отмечены мелодек­ламации Аренского на тексты стихотворений в прозе И.С. Турге­нева («Нимфы», «Лазурное царство», «Как хороши, как свежи были розы», 1903), музыка к поэме «Бахчисарай­ский фонтан» А.С. Пушкина (1899), к драме «Буря» У. Шек­спира (1905). Значительное место занимают фортепиано сочинения, прежде всего Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882), «Фантазия на темы И.Т. Рябинина» (1899), фортепиано миниатюры. Одним из первых русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фортепиано (4 сюиты). Среди других сочинений – 2 симфонии (1883 и 1889), оркестровая сюита g-moll (1886), инструментальные ансамбли (наиболее популярно Фортепианое трио d-moll памяти К.Ю.Да­выдова, 1894), романсы. Общий стиль сочинений Аренского – созерцательно-элегичный, отличающийся пре­красной инструментовкой и яркой мелодичностью.

 

 

 

 

 

Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор


Профессор


Профессор


Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист РСФСР
Профессор


Профессор

Заслуженная артистка Императорских театров (1912), Заслуженная артистка Республики (1922)
Профессор