Скворцова
Ирина Арнольдовна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Скворцова<br /> Ирина Арнольдовна

Член Союза композиторов России
И. о. заведующей кафедрой истории русской музыки

Благодарности и награды:

Благодарность министра культуры РФ
Серебряная медаль в связи со 150-летием Московской консерватории
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 850-летия Москвы»

Тема докторской диссертации: «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» (Московская консерватория, 2010)
Тема кандидатской диссертации: «Музыкальная поэтика балета П. И. Чайковского "Щелкунчик"» (Московская консерватория, 1992)


Родилась в г. Москве. В 1975 окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1981 г. – теоретико-композиторский факультет, а в 1987 г. – аспирантуру Московской консерватории.

Ученица И. А. Барсовой, под руководством которой написала дипломную работу «Гавриил Попов. 20-е годы» (1981) и диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения. С 1981 г. сотрудник отдела редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории.

В 1988-1994 гг. работала в Государственном хореографическом институте. С 2001 г. – декан Факультета повышения квалификации, где читает авторский курс «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков».

Занимается музыкально-критической, научной и организационной деятельностью. Провела курс лекций по истории русской музыки в Самаре (1997, 1998), Татарстане (1998, 1999), Архангельске (2000).

Более 10 лет И. А. Скворцова совместно с Е. М. Царёвой ежемесячно организует лекции-концерты «Университета музыкальной культуры» в Малом зале консерватории и участвует в них.

С 2001 г. Скворцова организует и ведёт ежемесячные «Встречи в музыкальной гостиной», которые проходят в конференц–зале консерватории.

В 2006 г. научный руководитель Архива Московской консерватории.

С 2001 по 2020 г. являлась деканом факультета повышения квалификации Московской консерватории.

Педагогическая деятельность:

С 1993 г. преподает на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, с 2003 г. – профессор.

Ведет общий курс истории русской музыки для исполнителей и спецкурсы для музыковедов («Творчество П. И.  Чайковского» – 3 курс; «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» – 4 курс), с 1995 г. – спецкурс «музыкально-архивное дело».

Ученики:

  • Потяркина Елена
    Защита кандидатской диссертации на тему: «К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков». Москва, 2010
  • Ефимова Юлия
    Защита кандидатской диссертации на тему: «А.В.Никольский. Творческий портрет». Москва, 2011
  • Скирдова Анна
    Защита кандидатской диссертации на тему: «Лирические оперы А.Г.Рубинштейна в контексте эволюции жанра». Ростов-на-Дону, 2011
  • Пономарёва Елена
    Защита кандидатской диссертации на тему: «Мифопоэтика и интертекстуальность в позднем творчестве П.И.Чайковского». Саратов, 2012
  • Павловский Антон
    Защита кандидатской диссертации на тему: «Виолончельный концерт ХХ века». Москва, 2012
  • Насонова (Рыбина) Ангелина
    Защита кандидатской диссертации на тему: «В. И. Ребиков: личность, творчество, эстетика, стиль». Москва, 2016
  • Бирюкова Мария
  • Бойко Ольга
  • Бошина Марина
  • Вавилкина Анна
  • Зайцева Ирина
  • Залесский Вадим
  • Корнилова Анастасия
  • Кравченко Олеся
  • Кржимовская Кристина
  • Куркин Александр
  • Литвинова Юлия
  • Меерзон Анастасия
  • Перминов Сергей
  • Петрова Мария
  • Прокопьева Екатерина
  • Сурнина Наталия
  • Тимченко Варвара

Научные труды. Издания. Публикации:

Основная область научно-творческих интересов – история русской музыки, стилистические проблемы модерна (русского в частности), теоретические и исторические проблемы современной музыки, психология творчества, музыкальная архивистика, текстология.

    Основные научные работы
  • «Щелкунчик» Чайковского – новый тип балетного спектакля // Музыкально-исполнительское искусство: проблемы стиля и интерпретации. М., 1989
  • Размышляя над программой балета «Щелкунчик» // Балет, специальный выпуск, посвященный М. Петипа. М., 1993
  • «Мост между разлетающимися галактиками». Диалог с В. Тарнопольским, беседа вторая // Музыкальная академия. 1993, № 2
  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Проблемы концепции и стиля // «Muzica», польский журнал. 1994, № 1 (152)
  • Замыслы и их судьба. Неизвестные страницы творческого диалога М. И. Петипа и П. И. Чайковского // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти. М., 1995
  • Разнотембровый ансамбль солистов в русском авангарде 20-х годов. Гавриил Попов. Септет. // Музыка XX века. Московский форум. Сб. 25. М., 1999
  • «Щелкунчик» Гофмана и Чайковского: к вопросу о корреляции музыкального и литературного текстов в балете. Сборник «Русская музыка XVIII-XX веков. Культура и традиции». Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 2003
  • «Иоланта» – диалог режиссера и критика // Большой театр России. Программа. М., 1997
  • «Загадочный свет «Иоланты». М., Большой театр, сезон 222, 1997/1998
  • Стилистические черты русского модерна в балете Чайковского «Щелкунчик» // Личность. Образование. Культура. Самара, 1998
  • Пушкинский текст – уникальный феномен в русской музыкальной культуре XIX-XX веков // Наследие А. С. Пушкина и информационная культура России. Краснодар, 1999
  • На подступах к модерну: черты «нового стиля» в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского // Традиции русской культуры, вып. 3. Москва – Волгоград, 2000
  • Стиль модерн как культурологическая проблема // Проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 2001
  • От романтизма – к модерну. Мазурки Скрябина // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И. А. Барсовой. М., 2002
  • Скрябин: «Великий мистик?». «Человек стиля модерн?» (взгляд на фортепианное творчество) // Из истории русской музыкальной культуры. МГК, Сб. 35. М., 2002
  • Модерн – барокко: опыт культурологической ретроспективы // Бортнянский и его время. МГК, Сб. 43. М., 2003
  • Фортепианные миниатюры Скрябина в контексте «нового стиля». М., 2003
  • «Иоланта» на московской сцене // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003
  • Стравинский и новый стиль (Черты модерна в русском периоде творчества) // Ипполитовские чтения. К юбилею М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2004
  • Стиль модерн и романтизм в русской музыкальной культуре рубежа XIX-XX веков // Партитура виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи. М., 2004
  • Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков // Русская музыка. Рубежи истории. МГК, Сб. 51. М., 2005
  • Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX-XX веков (рассуждения на тему в форме свободных вариаций // Музыкальная академия. 2005. № 4
  • Традиции и новаторство в русском музыкальном искусстве рубежа веков. // Ипполитовские чтения, М., 2006
  • Стабильные и мобильные черты в русском музыкальном искусстве конца XIX – начала XX веков. (Сквозь призму модерна). Воронеж, 2006
  • Судьба Московской консерватории в эпистолярном наследии П. И. Чайковского (по переписке Чайковского и Танеева) // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. МГК, Сб. 59. М., 2007

Контактный e-mail: iskvor@mail.ru

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения

Концерты


25
ДЕК
2020

«Встречи в музыкальной гостиной»

26
НОЯ
2020

Концерт перенесён

30
ОКТ
2020

«Встречи в музыкальной гостиной»

25
СЕН
2020

Встречи в музыкальной гостиной

3
АПР
2020

А. С. Аренский. Опера «Рафаэль»

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ

все записи »