Оруджев
Мамед Мамедович

  • Годы работы: 1966 - 1994
  • Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1959). Заслуженный артист РСФСР (1976). Заслуженный деятель искусств.
  • Профессор
Оруджев<br /> Мамед Мамедович

Родился 20 мая 1920 г. в г. Баку (Азербайджан) в семье учителя.Начал свое музыкальное образование у основоположника азербайджанской музыки У. Гаджибекова как исполнитель на таре, затем был переведен в класс специального фортепиано в «группу особо одаренных детей» (ЦМШ).

В 1938–1940 гг. учился игре на гобое в Бакинской консерватории (класс В. А. Князькова), был в числе первых именных стипендиатов. В октябре 1940 г. Оруджев был призван в ряды Советской армии, где прослужил до июля 1946 г.

В сентябре 1946 г. поступил в Московскую консерваторию, которую окончил с отличием в 1949 г. (класс Н. Н. Солодуева). В год окончания консерватории стал лауреатом конкурса на Всемирном фестивале демократической молодежи в Будапеште.Умер 9 июля 1994 г. в г. Москве.

Профессор кафедры духовых и ударных инструментов.
Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1959).
Заслуженный артист РСФСР (1976).
Заслуженный деятель искусств.
Лауреат Международного конкурса музыкантов-исполнителей на II Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949, II премия).
Награжден Орденом «Знак Почета» (1951), медалями «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945» и другими.


Педагогическая деятельность:

Начал преподавать в 1950 г. в Музыкальном училище при Московской консерватории. С 1966 г. вел класс гобоя в Московской консерватории. С 1974 г. – доцент, с 1981 г. – профессор кафедры духовых и ударных инструментов оркестрового факультета.

Многие из его учеников стали замечательными и яркими исполнителями и работают в лучших оркестрах России и за рубежом.

Ученики:

Среди учеников Оруджева:

  • А. Баршай
  • А. Попов
  • Т. Геворкян
  • А. Корешков
  • А. Петров
  • А. Заболотский
  • И. Ключинский
  • В. Щетинин
  • В. Бердинский
  • А. Савельев
  • Н. Меркулова
  • Л. Челов
  • С. Давыдов
  • В. Лупачёв
  • М. Евстигнеев
  • В. Фоменко
  • В. Тамбовцев
  • В. Гаврилов
  • В. Пантелеев
  • Т. Радзиевская
  • М. Фроленкова
  • А. Калужский
  • И. Сейль
  • Е. Алёшин
  • К. Беляев
  • Л. Шейнгард
  • М. Абед
  • Н. Буаттура
  • А. Губенков
  • К. Горошенко
  • Э. Лувсанноровын
  • Лаяна Хорхе
  • С. Верховодко
  • А. Курбаналиев
  • Х. Пинсон
  • Д. Браудо
  • Г. Сантова
  • Л. Беляева
  • Д. Кононок
  • М. Паровичный
  • Н. Сантов
  • Н. Долгов
  • В. Калашников
  • А. Авдеев
  • А. Овчаров
  • А. Шейн
  • Е. Сорокин
  • Гуля Саитова
  • Е. Матюшин
  • В. Юдин
    и другие

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1937 г. Оруджев начал исполнительскую деятельность в симфоническом оркестре Азербайджанского радио и оркестре Азербайджанской государственной филармонии, которым руководил дирижер Ниязи (1938–1940 гг.).

Переехав в 1940-е гг. в Москву, Оруджев служил в оркестре Центрального Дома Красной Армии и духовом оркестре Министерства обороны СССР. В 1945–1977 гг. – солист оркестра Большого театра. Видный инструменталист-виртуоз, в 1980-е гг. играл в Московском оркестре камерной музыки (Росконцерт).

И. Солодуев и Н. Панюшкин отмечали, что дирижеры, с которыми играл Мамед Мамедович, – Н. Голованов, А. Пазовский, С. Самосуд, А. Мелик-Пашаев, Ю. Файер, В. Небольсин, Л. Штейнберг, Ниязи, Е. Светланов, Б. Хайкин, Г. Рождественский, З. Халабала и многие другие всегда давали блестящую оценку игре М. Оруджева и как солиста и как ансамблиста. А. Пазовский, прослушав в опере «Риголетто» игру М. Оруджева, сказал: «Такой музыкант – находка для театра».

А. Мелик-Пашаев неоднократно говорил, что исполнение М. Оруджевым партии гобоя в опере «Аида» «является образцовым, достойным подражания примером».

Г. Н. Рождественский об Оруджеве:

«Мне очень приятно написать о моем друге, отличном музыканте Мамеде Оруджеве. Долгие годы совместной работы связывают нас. Мамед Оруджев – человек, искренне любящий искусство, отдающий ему все свои силы. За годы работы в Большом театре он исполнил громадное количество опер и балетов и создал своего рода эталоны в трактовке известнейших гобойных соло. Достаточно вспомнить "Спящую красавицу" и "Лебединое озеро", "Сказание о граде Китеже" и многие другие спектакли. Игру Мамеда Оруджева отличают великолепный, исполненный особого благородства звук, элегантная музыкальная фраза, острое чувство ансамбля. Исполнительская деятельность Оруджева неразрывно связана с его педагогической работой. Ученики его украшают целый ряд крупных оркестров страны. Особенно хочется сказать об удивительно приятных человеческих качествах Мамеда Оруджева – он очень доброжелательно и уважительно относится к своим коллегам по работе, всегда готов прийти человеку на помощь».

Публикации об этом педагоге

  • Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. Справочник. М., 1989
  • Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. 2-е изд. М., 1995