Алексеев
Александр Дмитриевич

  • Годы работы: 1943 - 1966
  • Доктор искусствоведения
  • Профессор

Музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель


Родился в 1913 году в Москве.

Учился в Музыкальной школе и Музыкальном техникуме имени Гнесиных (класс фортепиано С. П. Дементьевой-Васильевой). В 1938 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера.

Педагогическая деятельность

Серьезный интерес к педагогике проявил еще в студенческие годы. Был ассистентом А. Б. Гольденвейзера. Педагогическую деятельность начал в Московском государственном заочном педагогическом институте (класс фортепиано, курс истории и теории пианизма). До 1941 года преподавал в музыкально-хоровом комбинате в Алма-Ате. По возвращении в Москву работал в Комитете по делам искусств при Совете министров СССР (1943–1946).

С 1943 по 1966 год преподавал в Московской консерватории методику обучения игре на фортепиано (с 1946 года — доцент).

В 1944–1996 годах вел курсы истории фортепианного искусства, методики в ГМПИ имени Гнесиных, в 1967–1987 там же преподавал на кафедре педагогики и методики (в 1972–1978 — зав. кафедрой).

Научная деятельность

В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию «Хрестоматия по истории пианизма. Вып. 1. Долистовский период» (научный руководитель — Г. М. Коган), в 1947-м — докторскую диссертацию «Русские пианисты-исполнители и педагоги. Вып. 1 (период до Октябрьской революции)» (Московская консерватория).

С 1949 года — старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР (с 1992 г. — Государственный институт искусствознания), в 1953-1960 возглавлял сектор истории музыки.

Руководил секцией «Музыкальная педагогика» при Министерстве культуры РСФСР.

Издания. Труды. Публикации

  • • Антон Рубинштейн. М., Л. 1945;
  • • Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. II. М., Л., 1948;
  • • Клавирное искусство. Вып. I. М., Л., 1952;
  • • С.В. Рахманинов. М., 1954;
  • • О пианистических принципах С.Е. Фейнберга // Мастера советской пианистической школы. М., 1954;
  • • Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. М., 1957;
  • • Вариационные циклы Глинки для фортепиано // Памяти М. И. Глинки, М., 1958;
  • • Методика обучения игре на фортепиано. М., 1961 (доп., М., 1971);
  • • История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-1967;
  • • Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963;
  • • Традиции исполнения Шопена в России и Советском Союзе // The book of the First International Musicological Congress devoted to the works of Frederik Chopin. Warszawa, 1963;
  • • Французская фортепианная музыка конца XIX — начала XX века, М., 1963;
  • • Русская инструментальная музыка. Концертная жизнь на рубеже столетий // Русская художественная культура конца XIX —  начала XX века, т. 1, М., 1968;
  • • Жизнь музыканта // Памяти А. Б. Гольденвейзера, М., 1969;
  • • Русская фортепианная музыка. Конец XIX — начало XX века, М., 1969;
  • • Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия. Киев, 1974;
  • • Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов ХХ века). М., 1984;
  • • Творчество музыканта-исполнителя. На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. М., 1991;
  • • Лекционный метод обучения и пути его совершенствования (на материале курса «История фортепианного искусства»). М., 1995;
  • • Музыкально-исполнительское искусство конца XIX — первой половины XX века. Т. 1. М., 1995.

Источник: Малинковская А. В. Алексеев А. Д. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 16.