Тема кандидатской диссертации: «Симфонические принципы балетов Чайковского» (Московская консерватория, 1971).
Член Союза композиторов СССР (РФ).
Награждена медалями «В память 850-летия Москвы», «Ветеран труда».
Родилась в г. Воронеже. С 1927 г. живет в Москве. В 1947 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1952 г. – Московскую консерваторию. Ученица Н. В. Туманиной (специальный класс), И. В. Способина, В. А. Цуккермана, Ю. А. Фортунатова. Под руководством Н. В. Туманиной в 1956 г. окончила аспирантуру.
В 1957-1961 гг. старший редактор издательства «Музыка». В 1964-1972 гг. – член редколлегии газеты «Советский музыкант» Московской консерватории; в 1972-1986 гг. – проректор и лектор Университета музыкальной культуры для молодежи при консерватории (в Центральном доме работников искусств). С 1990 г. член общественного Совета и жюри музыкальных конкурсов и фестивалей Дома актера Союза театральных деятелей.
Педагогическая деятельность:
С 1961 г. преподает в Московской консерватории на кафедре истории русской музыки, с 1971 г. – доцент, с 1990 г. – профессор. Ведет курсы: истории русской музыки, истории современной отечественной музыки (ранее – советской музыки), разработала и вела семинар по современной новейшей музыке, спецкурсы истории русской музыки и музыки народов СССР, читала лекции на Факультете повышения квалификации.
Научные труды. Издания. Публикации:
Область научных интересов – проблемы отечественного музыкального театра, изучение наследия Чайковского. Выступает на конференциях. Руководит дипломными и диссертационными исследованиями, занимается научной, музыкально-критической, общественной и просветительской деятельностью. Автор свыше 60 опубликованных работ, среди которых учебник для спецкурса «История русской музыки, т. 2. Чайковский» (М., 1981, переизд. 1986); главы и разделы для учебника «История современной отечественной музыки», т. 1 (М., 1995); «История музыки народов СССР», т. 6 (М., 1996); «Музыка XX века», ч. 2, кн. 3 (М., 1980). Составитель, автор, редактор выпусков «Научных трудов Московской консерватории». Автор статей в энциклопедиях «Балет» (М., 1981); «Русский балет» (М., 1997); «Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции» (М., 1997); статей для энциклопедии «П. И. Чайковский» (в производстве). Автор цикла рецензий в периодической прессе на премьеры опер и балетов в Большом театре, на концерты фестивалей «Московская осень» (1970-1980).
Публикации
- История русской музыки. Т. 2. Вып. 3. М., 1981. 2-е изд. – 1986
- Симфонические принципы балетов Чайковского. М., 1976
- Оперное творчество Чайковского. М., 1970
- О симфонизме в балете Чайковского «Спящая красавица». М., 1965
- Петр Ильич Чайковский. Краткое жизнеописание. М., 2001
- Об основных тенденциях развития современного балетного театра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 1987
- Балет 1917-1941 // Глава в учебнике «История современной отечественной музыки». Т. 1. М., 1995
- Балет 1960-1970 // История музыки народов СССР. Т. 6. М., 1996
- «Анна Каренина» Щедрина // Музыка и хореография современного балета. М., 1983
- Из истории балета // Балетные либретто. М., 2000
- Советский балет 1917-1945 // Музыка XX века. Ч. 2. Кн. 3. М., 1980
- Музыка в русском балетном театре I половины XIX века // Русская музыка XVIII–XX веков: Культура и традиции. Сб. статей. Казань, 2003
- «Лебединое озеро» в московском Большом театре. Постановка первая и последняя. 1877 – 1997 // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003
- Русские поэты в переписке с Чайковским. По неопубликованным письмам // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти / Сб. статей. М., 1995
- Создавая летопись жизни и творчества Чайковского // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 1990
- «Лебединое озеро» – первый русский классический балет // Из истории русской и советской музыки. М., 1971
- Квинтет Сука – квинтет Танеева. Опыт сравнения // Svazky, vztany pazalely. Opus musicum (на чешском языке). Brno, 1973
- «В Чехии» – симфоническая поэма Балакирева (на чешском языке). Brno, 1974
- Рукописи
- Мусоргский. Монография
- Европейский балетный театр XIX века
- Режиссерские транскрипции «Пиковой дамы» Пушкина-Чайковского (Мейерхольд, Любимов, Пети)
Контактный e-mail: melissasea@mail.ru