Книга профессора Московской консерватории М. А. Сапонова – захватывающий экскурс в один из самых интересных периодов западноевропейской истории. В ней впервые рассказано о музыке Западного Средневековья в целом как о жонглерской культуре. Культура менестрелей – трубадуров, жонглеров, миннезингеров – предстает перед читателем на весьма колоритном фоне. Это замковые празднества и турниры, городские карнавалы и праздники дураков. Поэтика творчества, язык, жизнь, обычаи музыкантов того времени раскрыты в книге на подлинном историческом материале, с использованием старых текстов, образцов средневековой словесности и музыкальных памятников.
От автора 7
Введение. ЗАБЫТАЯ КУЛЬТУРА. 9
Музыкальная историография и народная культура. Устность и письменность. Навык и «вещь». К проблеме менестрельной культуры. Исторический расклад.
Глава первая. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ПРИЗВАНИЯ И НАЗВАНИЯ. 31
Средневековые артисты и фольклор. Устный профессионализм в средние века. Артистические профессии Средневековья. Один артист — два прозвания: «жонглер» и «менестрель». Каста «трубадуров»: миф или реальность?
Глава вторая. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МЕНЕСТРЕЛЯ. 63
Категории менестрельной культуры. Жонглерское разделение инструментария. Индивидуальность. Нонконформизм. Игра и игровая форма. Эпос и формульность. Мастерство. Жонглеры-«миксты», знаменитости.
Глава третья. ИГРЕЦ И ОБЩЕСТВО. 104
Менестрель, вечный изгой. Как игрецу втянуться в общество. Международные странники. Городские пифары. Придворные менестрели. Независимые жонглерские братства.
Глава четвертая. ТРАКТАТ О ЖОНГЛЕРСКИХ ЖАНРАХ. 137
Иоанн де Грокейо и его трактат «О музыке». Терминология Грокейо и менестрельная лексика. Жанровая классификация. Группа «кант». Группа «шансон». Неологизмы Грокейо. Грокейо об инструментальной музыке.
Глава пятая. ПРОСТРАНСТВО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ. 159
Классификация инструментов и медиевистика. Музыкальный инструмент в менестрельной поэтике: Арфа. Виела. Орган-портатив. Труба. Ударные инструменты. Флейта. Органистр. Волынка. Ансамбль менестрелей. Художественное пространство. Встречные консорты.
Глава шестая. CANTUS PUBLICUS. 196
Менестрель и нотопись. Музыка в искусстве эпоса. Жонглерский материал песенных памятников. «Коронованное» пение менестрелей. Варианты монодии. Инструментальное солирование. Жонглерское многоголосие.
Глава седьмая. CHANSON RUSTIQUE — МЕНЕСТРЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. 234
Что за пара: chanson musicale — chanson rustique? Сборники менестрельных песен. Песни рукописи Байе: фабульный и жанровый рельеф. Рефрены и ритурнели в жонглерском вкусе. Вокализы. Симптомы устности: вариантность, формульность напевов, мотивы-клише, ненормативность строфы. Группа песен «майстерзингерского» типа.
Заключение. РЕЛИКТЫ ЖОНГЛЕРСТВА. 261
ПРИМЕЧАНИЯ 270
ГЛОССАРИЙ 342
УКАЗАТЕЛЬ ЗАГОЛОВКОВ И ЗАЧИНОВ (ИНЦИПИТОВ) НА ЯЗЫКЕ ОРИГИНАЛА 345
Иконографическое приложение 354
Библиографическое приложение 368
Перечень иллюстраций с пояснениями 398
Об авторе 399