Самоосознание музыканта-исполнителя: психологические и педагогические аспекты


  • Автор: Степанова М. А.
  • Рецензент: Р. А. Маслов
  • Издательство: Московская консерватория, 2001
  • К-во страниц: 233
  • ISBN: 5-089598-099-6

Самоосознание музыканта-исполнителя: некоторые психологические и педагогические аспекты

Научный редактор М. С. Старчеус.


Книга безвременно ушедшей из жизни талантливой флейтистки Марии Степановой обобщает материалы ее многолетнего исследования, посвященного одной из интереснейших творческих, психологических и педагогических проблем музыкального исполнительства. Самоосознание предстает феноменом реального процесса работы музыканта над произведением, но и тем самым, — работы над собой. Автор показывает, насколько иногда изменяется содержание даже самых привычных творческих задач, если посмотреть на них через призму исполнительского самоосознания. Основанием для размышлений и выводов послужили интервью с музыкантами разных специальностей и разного творческого опыта, собранные на протяжении последнего десятилетия, богатый и обширный личный опыт М. Степановой в сольном и оркестровом исполнительстве, а также в музыкальной педагогике. Издание адресовано музыкантам-исполнителям, педагогам, исследователям, широкому кругу читателей, интересующихся психологическими проблемами музыкального исполнительства.

 

О книге и ее авторе 5
Введение 9

Глава 1.
Самосознание и самоосознание музыкантов-исполнителей 13
§1. Понятие самосознания в психологии 13
§2. На что обращают внимание теоретики исполнительства и педагоги 18
§3. Понятие самоосознания в практике музыкально-исполнительской деятельности 32
§4. Об исполнительских ощущениях и представлениях 37
§5. Уровни и формы самоосознания 57

Глава 2.
Проблемное поле самоосознания музыкантов-исполнителей 62
§1. Описание исследования и общие итоги 62
§2. Проблема метода работы 64
§3. Соотношение осознанного и неосознанного 70
§4. Взаимосвязь контроля, внимания и сосредоточения 74
§5. Экстремальные ситуации, душевное равновесие и переживание стресса 75
§6. Проблема авторства в исполнительской работе 78
§7. Проблема подражания 80
§8. Динамика самоосознания 82

Глава 3.
Типология как метод исследования профессионального самоосознания музыканта 86
§1. Соотношение спонтанности и управляемости 86
§2. Соотношение целеустремления и самосохранения 91

 

Регрессивный тип самоосознания 95
Консервативный тип самоосознания 103
Конфликтное самоосознание 112
Продуктивное самоосознание 123

Глава 4.
Самоосознание в работе над произведением 130
§1. Некоторые особенности работы над текстом 130
§2. Базовые основы творческого процесса. Работа над постановкой исполнительского аппарата 156
§3. Самоосознание в психологической структуре упражнения 162
§4. Упражнения для развития свободы и подвижности мышц у флейтистов 171

Приложение 1.
Стенограммы интервью музыкантов-исполнителей 180
Приложение 2.
Методические материалы и интервью музыкантов-педагогов 211

Постскриптум от редактора 230
Литература 231